Основные способы словообразования в русском языке (продолжение). Работа над развитием и культурой речи. “Знакомьтесь

УРОК № 28

Тема. Основные способы словообразования в русском языке (продолжение). Работа над развитием и культурой речи. “Знакомьтесь – наши помощники”

Цель: закрепить и развить знания учащихся по теме “Словообразование”; работать над развитием речи учащихся, в том числе и диалогической, на основе текстовых материалов.

Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями, толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего

задания.

2. Работа с карточками.

Карточка № 1

Из данных предложений выпишите слова с префиксами. Обозначьте в каждом выписанном слове префикс и корень.

1. Снег под солнцем расцветал всеми цветами радуги. 2. На рассвете глубокий-преглубокий снеговой пух расступился, и охотники побежали, раскатываясь, как по ледяному катку. 3. Следы песца беспорядочно петляли по мягкому снегу.

Карточка № 2

Из каждой группы слов выпишите слова, которые образовались с помощью префиксов. Префиксы обозначьте.

1)

Разносить, растение, разница, растворить. 2) Вопрос, возить, воскликнуть, восходить. 3) Здоровье, задание, защита, захлопнуть. 4) Искра, ископаемое, изумруд, извинить.

Карточка № 3

Запишите данные слова и слова, от которых они образованы. Определите способ образования слов.

Пригорок, пригородный, вознаграждение, подоконники.

Карточка № 4

Запишите слова, обозначьте словообразовательные суффиксы. Приведите свой пример слова, образованного с помощью суффикса.

Соколиный, соломенный, фонарщик, медвежонок, гардеробщик.

Карточка № 5

Докажите, что данные слова образованы при помощи префикса и суффикса одновременно.

Бесконечный, попутчик, догадливый, наездник, переплетчик, приморский.

Карточка № 6

Определите, как образованы сложные слова. Запишите слова, от которых они образованы.

Верхолаз, водолаз, водохранилище, мышеловка, нефтепровод, пылесос.

3. Беседа с учащимися.

– Что изучает словообразование?

– Как чаще всего происходит образование слов?

– Назовите известные вам способы словообразования. Приведите примеры образования слов тем или иным способом.

– Как можно определить способ образования слов?

4. Проверка упражнений.

Упр. 270, 272.

III. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1. Чтение текста.

(Учебник, с. 129-130.)

2. Работа с текстом.

1) Словарная работа (упр. 273).

2) Обучение умению толковать значения слов.

Выпишите из текста упр. 274 названия профессий. Объясните значение выписанных слов. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.

3. Чтение текста “Линейка”.

(Учебник, с. 130.)

4. Работа с текстом.

1) Обучение умению находить главную мысль текста (упр. 279).

2) Развитие представлений о предмете и о сфере его употребления (упр. 277).

5. Развитие навыков диалогической речи.

Упр. 280.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 25, 26. Упр. 271, 281.




Основные способы словообразования в русском языке (продолжение). Работа над развитием и культурой речи. “Знакомьтесь