ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ: ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ, ЗАМЕТКА В ГАЗЕТУ О ПОСТУПКАХ ЛЮДЕЙ

РЕЧЬ

ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ

§ 60. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ: ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ, ЗАМЕТКА В ГАЗЕТУ О ПОСТУПКАХ ЛЮДЕЙ

– Публицистический стиль реализуется в форме информационного сообщения, заметки, статьи, очерка, выступления и др. Назначение текстов публицистического стиля – оперативно донести до людей важные для них новости и факты. Основными жанрами публицистического стиля являются информационное сообщение, заметка в газету.

Информационное сообщение и заметка – это краткие сообщения в печати о каком-то

важном событии (факте),

Интересном для читателя. Автор в них сообщает, что произошло, где, когда, с кем, как, почему.

Достоверность факта, его новизна, актуальность, яркость заголовка, краткость и точность изложения – основные требования при написании информационного сообщения и заметки. Однако, в отличие от информационного сообщения, факты и события, описываемые в заметке, комментируются автором.

363. I. Внимательно прочитайте заметку.

Не растерялся…

Летние каникулы полтавскому

школьнику Саше Хоменко запомнятся на всю жизнь.

Летом, как всегда, Саша гостил у бабушки в деревне. В один из жарких дней он вместе с деревенскими мальчишками отправился к пруду искупаться. Один из мальчишек плавал плохо и поначалу держался ближе к берегу. Но потом, глядя на остальных, осмелел, заплыл подальше и стал тонуть. Саша один не растерялся в этой ситуации. Он подхватил и вытащил товарища из воды, оказав при этом на берегу первую помощь.

Потом Саша узнал, что награжден за свой смелый поступок медалью “За спасение утопающих”.

II. Ответьте на вопросы.

1. Какой достоверный факт лежит в основе заметки?

2. Что вы узнали о нем?

3. Какую роль в этой заметке играет заголовок?

4. К какому стилю речи можно отнести этот текст?

364. I. Прочитайте информационное сообщение.

Спутник связи на орбите

Украинская ракета-носитель “Зенит” успешно вывела на орбиту спутник связи. Старт был осуществлен с пусковой платформы, которая находится в Тихом океане (район экватора). Спутник будет обеспечивать передачу данных на территории стран Северной и Южной Америки больше тринадцати лет.

II. Определите основную мысль текста, адресата речи, задачу, которую ставит в этом тексте автор. Проанализируйте, как построено это информационное сообщение.

III. Найдите в тексте слова, которые пишутся с прописной буквы, и объясните их правописание.

365. I. Прочитайте молча текст, состоящий из скороговорок, разбейте его на абзацы и поставьте знаки паузы (//) на их границах.

Из-под Костромы, из-под Костромщины шли с коробами четыре мужчины, говорили про покупки, про крупу да про под крупки; говорили, что купили полчетверти четверика чечевицы без червоточины. А все потому, что куда ветерок – туда и умолк! Хиханьки да хаханьки – доходишки махоньки, лежа пищи не добудешь – вот у молодца только и золотца, что пуговка оловца. Хорошо, что купили полчетверти чечевицы без червоточины. Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.

II. Подготовьтесь читать текст вслух перед одноклассниками как информационное сообщение. В ходе чтения помните, что информационный текст читается, как телевизионная сводка – четко, спокойно.

366. I. Прочитайте и сравните данные тексты. Найдите, что в них общего и различного.

1. Вчера над центральными районами нашей страны прошла небывалой силы гроза. В ряде населенных пунктов были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В некоторых местах возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен значительный ущерб жилым домам и хозяйственным постройкам. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение.

2. С 10 по 15 октября в нашей школе проходил конкурс на лучшего знатока произведений величайшего русского писателя

А. С. Пушкина.

В этом конкурсе приняли участие учащиеся всех классов. Все участники молодцы! Они показали глубокое знание поэтических текстов А. С. Пушкина, что свидетельствует об истинной любви и глубоком уважении к величайшему поэту.

Этот конкурс стал значительным событием в жизни школы. Ждем новых побед в следующем конкурсе!

II. Проанализируйте структуру текстов. Какой является информационным сообщением, а какой – заметкой?

III. Определите в текстах вступление, основную часть и заключение.

367.Составьте и запишите информационное сообщение о событии из жизни вашего класса, школы, поселка или города, определив адресата речи и ситуацию общения.

368. Для школьной газеты напишите заметку типа рассуждения о поступке вашего товарища или знакомого с учетом структурных, стилистических и языковых особенностей этого жанра. При составлении заметки опирайтесь на данный план рассуждения.

1. Что произошло? 4. При каких обстоятельствах?

2. Когда произошло? 5. Чем завершилось?

3. Где и почему произошло?




ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ: ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ, ЗАМЕТКА В ГАЗЕТУ О ПОСТУПКАХ ЛЮДЕЙ