Predmety


Падежные формы притяжательных прилагательных. Развитие речи. Культура речи. “Прощай, Масленица!”

УРОК № 52

Тема. Падежные формы притяжательных прилагательных. Развитие речи. Культура речи. “Прощай, Масленица!”

Цель: дать учащимся представление о склонении притяжательных прилагательных и их написании в падежных формах; работать над развитием и культурой речи учащихся.

Оборудование: учебник, толковый словарь, дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Фронтальный опрос.

– На какие три группы по значению делятся имена прилагательные?

– Какие прилагательные мы называем качественными, относительными, притяжательными? Приведите примеры прилагательных каждой группы.

– Чем отличаются качественные прилагательные от относительных?

3. Практическое упражнение.

Заполните таблицу. В случае затруднения используйте материал учебника, помещенный на с. 239.

Имя прилагательное

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая

Составная

Простая

Составная

Высокий

Сильный

Хороший

4. Продолжение беседы.

– Как изменяются имена прилагательные?

– Изменяются ли по падежам притяжательные прилагательные? Попробуйте просклонять прилагательное мамин с существительным костюм.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

1) Теоретический материал об образовании притяжательных прилагательных от имен существительных с помощью суффиксов – ов – (-ев-) (с. 250);

2) Теоретический материал о падежных формах притяжательных прилагательных с суффиксами – ов – (-ев-), – ин – (-ын-) (с. 251).

2. Выявление восприятия. Практическое упражнение.

Упр. 554.

3. Работа в парах.

Упр. 556.

4. Работа с таблицей.

Ознакомление с таблицей падежных окончаний прилагательных с суффиксом – ий.

5. Тренировочное упражнение.

Упр. 557.

ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Диктант с преобразованием.

Замените выделенные существительные притяжательными прилагательными и запишите их.

След зайца – заячий след; перо павлина, шкура верблюда, пасть щуки, мех белки, пух лебедя, ружье охотника, конура собаки, песня петуха, крыло вороны, голова кабана, проделки лисы.

2. Диктант-сравнение.

Замените выделенные существительные притяжательными прилагательными и составьте предложения по образцу. Подчеркните в прилагательных разделительный ь.

Образец. Мех соболя и мех куницы.- Соболий мех красивее куньего.

Шкурка лисы и шкурка зайца. Перья павлина и перья вороны. Рога оленя и рога быка.

3. Диктант с комментированием.

Запишите, согласовав прилагательные с существительными. Устно укажите число, род и падеж прилагательных.

1) Ворона каркнула во все (вороний) горло. (И. Крылов) 2) Зайцу дан клочок (медвежий) ушка. (И. Крылов) 3) Чуть мелькают огоньки (рыбачий) лодок. (М. Пришвин) 4) Под холмом с (лисий) норами был довольно широкий ручей. (М. Пришвин) 5) У колодца (овечий) стадо сгрудилось. (А. Н. Толстой) 6) Свирель (пастуший) поутру еще не пела звонко. (А К. Толстой)

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Словарная работа.

Ознакомление с лексическим значением слов в рамке, с. 254.

2. Чтение текста.

(Учебник, с. 254-255.)

3. Восприятие текста.

Упр. 562.

4. Работа с толковым словарем.

Упр. 563.

5. Объяснение лексического значения слова путем подбора синонимов.

Упр. 564.

6. Итог работы с текстом.

Упр. 565.

7. Чтение диалога.

(Учебник, с. 256.)

8. Составление диалога по образцу.

Упр. 571.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Работа с учебником.

Морфологический разбор имени прилагательного (с. 253). Ознакомление с порядком разбора и образцом устного разбора имен прилагательных (с. 253).

2. Практическое упражнение.

Найдите в данном предложении прилагательные. Выполните их морфологический разбор.

С древних времен сохранился в России обычай провожать зиму и встречать весну праздником веселой Масленицы.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятия 48. Упр. 558. Подготовиться к уроку тематического оценивания.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Падежные формы притяжательных прилагательных. Развитие речи. Культура речи. “Прощай, Масленица!” - Плани-конспекти уроків по російській мові