Подробное изложение научно-популярного текста повествовательного характера

МОРФОЛОГИЯ

СВЕДЕНИЯ О РЕЧИ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§47 Подробное изложение научно-популярного текста повествовательного характера

433

1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Что отражает заголовок: тему или основную мысль? Охарактеризуйте ситуацию общения, описанную в тексте. Кто явился инициатором общения?

ДВА МАЛЬЧИКА

Время можно мерить всякими способами, например, числом прочитанных страниц.

По этому поводу у меня недавно состоялся разговор с одним мальчиком в автобусе.

– Нельзя ли, – спросил

он, – мерить время, ударяя носком сапога по пату и считая удары?

– Боюсь, что нет, – начал я, но мальчик меня перебил.

– Понял, – радостно воскликнул он. – Это невозможно, потому что между двумя ударами не всегда будет проходить одно и то же время.

– Да, ты прав. Ведь никто не стал бы пользоваться метром, который был бы то короче, то длиннее.

Давным-давно люди стали задумываться над задачей: что всегда продолжается одно и то же время?

Одни говорили: от восхода солнца до

следующего восхода всегда проходит одно и то же время – сутки. Это было правильно. Потому-то и стали строить часы, в которых солнце само показывало время. Но эти часы были неудобны.

Другие решали задачу иначе. Они говорили, что вода всегда вытекает из сосуда за одно и то же время. И это верно. Но для того, чтобы водяные часы работали хорошо, нужно, чтобы отверстие не засорялось. А это практически невозможно.

Часы с гирями были проще и надежнее. Но и тут никто не мог быть уверенным, что гиря опускается равномерно.

Когда-то другой мальчик тоже искал то, что всегда продолжается одно и то же время. Это был Галилео Галилей, тот самый, который потом стал знаменитым ученым и утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца.

Галилей заметил, что все маятники совершают свои качания за одно и то же время, если длина нитки одна и та же. Чем короче была нитка, тем меньше времени продолжалось каждое качание. Можно самим сделать такой маятник, каждое качание которого – вправо и влево – будет продолжаться ровно секунду. Для этого нитка должна быть длиной около метра.

 Подробное изложение научно популярного текста повествовательного характера

Когда Галилей все это заметил, он понял, что нашел то. что всегда продолжается одно и то же время. Он стал думать, как бы приспособить маятник к часам, сделать так, чтобы маятник регулировал ход часов. Но построить такие часы ему не удалось.

По М. Ильину

2. Ответьте на вопросы по содержанию текста.

– Что обсуждали собеседники?

– Почему мальчик перебил рассказчика?

– С чем рассказчик сравнил измерение времени ударами ноги по полу? Какой он привел пример, чтобы доказать невозможность такого измерения времени?

– О каких часах говорил рассказчик? Как вы считаете, почему ими было неудобно пользоваться?

– Почему водяные часы также сложны в использовании?

– Чем отличаются часы с гирями?

– О каком открытии Галилея рассказал автор?

– Удалось ли Галилею построить часы?

3. К какому стилю речи относится текст? Какое, по вашему мнению, утверждение правильное?

1. Научно-популярный стиль, потому что в тексте доступно рассказывается о научных открытиях в области измерения времени.

2. Научно-популярный стиль, потому что в тексте используются общеупотребительные слова.

3. Научно-популярный стиль, потому что в тексте присутствует доказательство.

434 Изложение

1. Подготовьтесь написать изложение текста упражнения 433.

– Найдите в тексте трудные для вас слова и запишите их в тетрадь.

– Спишите слова, встав..ляя пропущенные буквы. Объясните их написание.

Сг..ревшего, р..зговор, сч..лая, п..р..бил, радос..но, задумыва..ся, ч..сы, кач..ние.

– Составьте пунктуационные схемы диалогической части текста. Найдите

Сложное предложение, части которого соединены союзом потому что.

– Составьте простой план.

2. Напишите подробное изложение текста.




Подробное изложение научно-популярного текста повествовательного характера