ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, СОДЕРЖАЩЕГО ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ

РЕЧЬ

ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ

§ 47. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, СОДЕРЖАЩЕГО ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ

300. I. Прочитайте стихотворение. Определите основную мысль. Назовите слова, в которых она выражена.

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь

вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

(Н. Рыленков)

II. Ответьте на вопросы: почему поэт называет русскую природу “застенчивой”? Что нужно, по мнению поэта, для того, чтобы увидеть “всю прелесть застенчивой русской природы”?

Объясните разницу между словами: увидеть и всмотреться, услышать и вслушаться.

301. I. Прочитайте рассказ. Определите тему и основную мысль текста, тип и стиль речи.

Не все то красиво, что броско и ярко

Слышал я одну поучительную

историю. В некоторые времена в деревушке, нахохлившейся над ручейком, жил паренек Захарка. Неизвестно, откуда появилась у него страсть к живописи. Достал он красчонки в виде пуговиц, налепленных на картонку, и целыми днями пропадал в лесу да на речке. Были там у него излюбленные красивые места. Их он и пытался переносить на бумагу. В той же деревеньке доживал свой век старый учитель.

Вот малюет однажды Захарка свой ярко-малиновый закат и вдруг слышит над ухом:

– Ну как, нравится?

Обернулся. Стоит сзади учитель.

– Нравится, – ответил Захарка. – Как будто похоже.

– Давай разберем, что у тебя похоже. Сучок, вон тот, какого цвета?

– Зеленый, какому же ему быть, если он ольховый.

– Нет, ты забудь, какой он на самом деле, а какой сейчас видится, скажи.

– Черный, – нерешительно ответил Захарка, вглядываясь.

– Правильно, черный, потому что свет на него сзади падает. А ты его все же зеленым изобразил. Значит, не похоже? Тропинка у тебя желтая. Думаешь, песок обязательно желтый бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола. Глаз, что ли, у тебя нет? Заходи ко мне вечером, я тебе новые глаза вставлю.

 ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, СОДЕРЖАЩЕГО ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ

А. Саврасов. Летний пейзаж. Сосны

С тех пор Захарка повадился ходить к учителю. Что рассказывал мальцу старик – неизвестно. Только, правда, открылись у парня глаза. Научился он красоту видеть.

Радостно стало Захарке. Решил Захарка посмотреть на свои любимые места новыми глазами. Выскочил он из калитки, да тут и замер. Осинка перед домом стояла, на которую он, может, тысячу раз смотрел и не замечал. Небо было серое, как свинец, а осинка, стоит и теплится на фоне свинца тихим, розовым теплом, потому что другой-то край неба, за Захаркиной спиной, и правда розовый был. Вот он и освещал осинку.

Так никуда Захарка в этот раз дальше осинки и не ушел. Стоит и любуется. И дух захватывает от осинкиной красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не только красоты ее не видел, а и вообще осинки не замечал.

Вот какую поучительную историю рассказал мне однажды добрый и умный друг.

(По В. Солоухину)

II. Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Почему автор называет историю, которую он рассказывает, поучительной?

2. Какой тезис доказывает автор?

3. Какая страсть появилась у Захарки?

4. Как мальчик реализовывал свою страсть к живописи? Отвечая на вопрос, используйте авторскую лексику.

5. Почему автор говорит о пареньке – “малюет”? Подтвердите правильность такого выражения текстом рассказа

6. Почему учитель спрашивает паренька: “Глаз, что ли, у тебя нет?”

7. Опишите ситуацию общения, участники которой – учитель и паренек Захарка.

8. Как вы думаете, что рассказывал мальцу старик? Объясните значение выражений “открылись у парня глаза”, “научился он красоту видеть”.

9. Какое чувство испытал юный художник после бесед с учителем?

10. Какой увидел Захарка осинку “новыми глазами”?

11. Как автор описывает состояние мальчика в этот момент?

12. Почему автор называет рассказчика “умный и добрый друг”?

III. Рассмотрите репродукцию картины А. Саврасова на с. 202. Можно ли сказать, что художник умеет видеть красоту в простом, обыденном?

IV. Составьте простой план текста. К каждому пункту плана выпишите слова, которые помогут вам раскрыть содержание текста.

V. Напишите изложение текста, сохраняя тип и стиль текста, авторские средства выразительности. Представьте, что вы пишите письмо другу. Свое изложение можете начать так: “Сегодня на уроке мы прочитали одну поучительную историю. Начиналась она словами: “Не все то красиво, что броско и ярко”. А речь в ней шла о пареньке Захарке, который…”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 3,00 out of 5)


ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, СОДЕРЖАЩЕГО ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ - Російська мова


ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, СОДЕРЖАЩЕГО ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ