Полные и неполные предложения. Интонация неполных предложений. Тире в неполном предложении

УРОК № 29

Тема. Полные и неполные предложения. Интонация неполных предложений. Тире в неполном предложении

Цель: дать учащимся представление о полных и неполных предложениях; научить детей анализировать их структуру; развивать у них умение использовать неполные предложения в речи, правильно интонировать их и ставить знаки препинания; воспитывать у школьников интерес к культурным ценностям.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают неполные предложения и осознают их роль в высказывании, анализируют их структуру, используют

неполные предложения в речи, правильно интонируют их и ставят знаки препинания.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Проверка домашнего задания.

– Практическая работа.

Спишите предложения, ставя, где необходимо, знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения, определите его вид (в том числе частей сложных структур).

Морозная тишина. Вечереет. Кто боится чего-то в лесу

тот лучше не ходи пока падают листья и шепчутся. (М. Пришвин) Правды не перехитришь. На сердитых воду возят. (Пословицы) И ненавидим мы и любим мы случайно. (М. Лермонтов) Спи мой мальчик птицы спят накормили львицы львят. (В. Брюсов) Плюшевые волки зайцы погремушки. Детям дарят с елки детские игрушки. (К. Симонов)

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Рассмотрите языковой материал, данный ниже. Понятен ли смысл без второй части сложного предложения?

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь горы…

…человек – знаниями.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь горы, человеку нужна Родина. (М. Пришвин)

Мир освещается солнцем, а человек – знаниями. (Пословица)

– Когда можно опустить какой-либо член предложения?

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] – с. 129-130.

[2] – с. 101-102.

– Слово учителя.

Важно не путать неполные предложения с односоставными. В односоставных предложениях отсутствующий субъект действия обусловлен грамматически – формой глагола – сказуемого. В неполном же предложении члены предложения могут быть восстановлены только по смыслу.

– Тренировочные упражнения.

1. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Укажите неполные

Предложения. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания, подчеркивая главные члены.

Плот плыл вдоль берега, а лодка ему наперерез. Егорушка долго оглядывал его а он Егорушку. (А. Чехов) Правда правдой остается а молва себе молвой. (А. Твардовский) Крупинку золота можно найти крупинку времени никогда. (Пословица) Одни слепы глазами другие сердцем. (Пословица) Дереву цена по плодам человеку по делам. (Пословица)

2. Перестройте предложение так, чтобы не было ненужных повторов.

Запишите, расставив знаки препинания.

Одно окно комнаты выходило на улицу, а другое выходило во двор. После занятий я пошел в библиотеку, а мой товарищ пошел на занятие кружка. Стол стоял посредине комнаты, а диван стоял около окна. В магазине я купил тетради и контурные карты, а мой друг купил блокнот и карандаш.

3. Отредактируйте ответы и запишите в виде неполных предложений.

– Он ничего тебе про Катю не говорил? – спросила Лида.

– Он ничего мне про Катю не говорил,- ответила Маня.

– Где же оно будет жить? – спросил Макар Макарович.

– Оно будет жить у меня,- сказала Марья Васильевна.

(По К. Чуковскому)

4. Перестройте предложения так, чтобы они стали полными.

– Вы видели звезды в полете?

– Видел.

– Какие?

– Не успевал определять. Скорость-то, знаете.

(В. Песков)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] – 131 (письменно).

[2] – 241 (письменно).

– Тренировочные упражнения.

1. Запишите под диктовку предложения, обозначая главные члены. Объясните постановку тире. Укажите, какой член предложения пропущен. Поставите ли вы тире в первом предложении?

Образец:  Полные и неполные предложения. Интонация неполных предложений. Тире в неполном предложении (Сложное: 1) неполное; пропущено дополнение туманом; 2) неполное: пропущено сказуемое дышит).

Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. (А. Пушкин) И по всему небу – облака, как розовые перышки. (в. Панова) Она прыгнула в лодку, я – за ней. (М. Лермонтов) Одни слепы глазами, другие – сердцем. (Пословица) После ужина – спать. (Г. Федосеев) Под ногами – гладкий надувной снег, скользкий, как лед. (Г. Федосеев)

2. Объяснительный диктант с заданием. найдите односоставные предложения. Определите их вид. Назовите неполные предложения, разберите их синтаксически. Почему в данном тексте в неполных предложениях не стоит тире?

В доме-музее в Клину бережно хранится память о великом композиторе Петре Ильиче Чайковском. В доме все стоит на прежних местах. В рабочем кабинете Чайковского рояль, письменный стол и книжный шкаф. На столе большая фарфоровая лампа. В шкафу ноты и книги. На стенах висят портреты и фотографии.

Музыку Чайковского знают и любят во всем мире. По желанию посетителей в музее можно прослушать в записи произведения великого русского композитора.

(В. Бабайцев)

V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

– Чтение текста учителем.

ПРОГУЛКА ПО ПЕТЕРБУРГУ

В первый месяц лета город преображается: будто погружается в серо-голубую дымку. Ночью можно гулять по набережным, наблюдать за разведением мостов, любоваться нарядными дворцами. Белые ночи. Белые ночи напоминают наши ранние сумерки. А под утро начинает казаться, что Петербург исчезнет вместе с туманом…

Невский проспект. Это сердце города, культовое место.

Первое, что увидишь, двигаясь к центру,- это нарядный особняк Белосельских-Белозерских, один из самых знаменитых домов позапрошлого века. Здесь хозяйка устраивала блестящие балы, а самые завидные женихи находили себе красавиц жен.

Далее – знаменитый Аничков мост. С четырех сторон его украшают скульптурные группы “Укротители коней” П. Клодта. Эти статуи постоянно дарили заморским гостям: сначала – прусскому королю, затем – неаполитанскому. И тогда Клодт создал две новые композиции. Они сейчас и красуются на Аничковом.

На пересечении Невского и Садовой чуть в глубине – Екатеринский сад, здесь же – памятник Екатерине II и ее фаворитам. Неподалеку – Александрийский театр.

Чуть дальше – канал Грибоедова: здесь можно сесть на катер и исследовать реки и каналы Петербурга. Неподалеку расположился красивейший, похожий на медовый пряник храм – это собор Спаса-на-Крови. На этом месте 1 марта 1881 года был убит царь Александр II. В память о нем построили собор. Сейчас здесь – музей.

Далее на Невском находится еще одна Святыня – знаменитый Казанский собор. Он, как родной брат, похож на собор Св. Петра в Риме. Именно такой храм, наподобие Ватиканского, и заказал архитектору Воронихину царь Павел I. В этом соборе, заключенное в серебряный сосуд, покоится сердце фельдмаршала М. Кутузова. Перед Казанским собором увидишь памятники легендарным полководцам, героям войны 1812 года,- М. Кутузову и Барклаю-де-Толли. Собор действующий: здесь хранится икона Казанской Божьей Матери и ведутся службы.

В конце проспекта – Исаакиевский собор, со смотровой площадки которого видно весь город как на ладони. Неподалеку от собора – печально известная гостиница “Англетер”, где провел свои последние часы поэт Сергей Есенин.

От Исаакиевского через парк – Сенатская площадь. Именно здесь произошло восстание декабристов в 1825 году. Здесь же находится и знаменитый памятник – “Медный всадник”.

А вот и Адмиралтейство, Дворцовый мост, Зимний дворец. Здесь, на Дворцовой площади, можно увидеть чудо из чудес – Александрийский столп. Так Николай I увековечил память о своем старшем брате Александре I. Исполнил заказ скульптор Монферран (Исаакий тоже создал он). Огромную колонну розового гранита венчает фигура Ангела с лицом императора Александра…

Мы прошлись только по центру города – Невскому проспекту. А можно еще побродить по Заячьему острову и Петропавловской крепости. Узнать тайны загадочного Михайловского дворца: говорят, здесь бродит призрак убиенного императора Павла.

Откройте для себя этот удивительный город!

(Из журнала)

– Вопросы и задания к тексту.

– Чем отличается этот текст от других описаний местности, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках?

– Какую роль играют в нем неполные предложения? Для чего они служат? Какой эффект создают?

– Что такое обзорная экскурсия? Какова ее цель?

– Прочитайте текст самостоятельно. Выберите один из пунктов прогулки и перескажите, используя неполные предложения.

– Какое из описаний вам понравилось больше всего? Почему?

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] – 133 (письменно); [2] – 248 (письменно).

3. Подобрать материал к сочинению на одну из тем: “Любимый уголок Харькова”, “Улица моего детства”.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Каково назначение неполных предложений в речи?




Полные и неполные предложения. Интонация неполных предложений. Тире в неполном предложении