Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки

УРОК № 5

Тема. Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки

Цель: дать общее представление об образовании звуков речи; ознакомить учащихся с различиями в образовании гласных и согласных звуков; дать понятие о фонетике, звукописи; воспитывать интерес к слову, к литературе.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают, как образуются звуки речи; знают о делении звуков на гласные и согласные; знают, что изучает фонетика; имеют представление о звукописи.

Оборудование: учебник, схема “Звуки речи”.

Тип

урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Вопрос и задание учащимся.

Прочитайте отрывок из стихотворения, вслушиваясь в его звучание.

ШУРШАЩАЯ ПЕСЕНКА

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш.

И дождь шуршит,

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат…

(П. Усачов)

– Сколько раз повторяется звук [ш]? Почему?

Сделайте вывод о необходимости многократного употребления данного звука.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Слово учителя*.

Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолета, завывание ветра, шорох опавших листьев, лай собак, треск сухих веток, пение птиц, раскаты грома. Но только звуки речи объединяясь, создают слова. “Сколько нужно звуков, чтобы составить несколько десятков тысяч слов?” – спросите вы. Оказывается, не так уж и много. В русском языке существует всего 42 звука.

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.

– Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 13.

– Работа со схемой**.

См. с. 16.

 Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки

– Вопросы учащимся.

– Как образуются звуки речи?

– На какие две группы делятся звуки речи?

– Как записываются звуки речи?

– Тренировочные упражнения.

1. Замените в слове дочка первую букву и запишите образованные слова.

2. В данных словах подчеркните буквы, которые не соответствуют их произношению. Проверьте их написание.

Образец: ВЕ[и]сЕ[о]лый – ве5село, весе5лье.

1) Веселый, зеленый, смешной, цветной, доброта, новизна, теплота, осенний.

Образец: ПроС[з’]ьба – просить.

2) Просьба, народ, молод, молодежь, сторож, груз.

– Творческий диктант.

Составьте с данными словами словосочетания. Объясните, почему эти слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Образец: сто[а]рожил дом (сторож) – здешний ста[а]рожил (старый).

Сторожил – старожил, полоскали – поласкали, лезть – лесть, гриб – грипп, велась – вилась.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Лингвистическая минутка.

Догадайтесь, в каком слове “заблудился” звук, поставьте его на место.

Закричал охотник: “Ой!”

Двери гонятся за мной!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки

У нас на головах щенки.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Сели в ложку – и айда!

По реке – туда-сюда!

На волке сметана, творог, молоко

И рад бы поесть, да достать нелегко.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

“Там ползет зеленый лук

С длинными усами”.

Врач напомнил дяде Мите:

“Не забудьте об одном –

Обязательно примите

Десять цапель перед сном”.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

(А. Шибаев)

– Слово учителя***.

Слова состоят из звуков. Звуки, если они не являются словами, ничего не значат, не имеют никакого смысла. Однако иногда смысл слова закрепляется отдельным звуком (например, [р], [л], [ш] и др.). Тогда мы начинаем “слышать” изображаемую картину. Это явление называют звукописью. Звукопись делает нашу речь яркой, выразительной.

– Работа с текстами.

Прослушайте отрывки из стихотворений. Ответьте на вопросы и выполните задания, данные после них.

Тихо. Не может быть тише.

Слышно, как всходит трава.

Ночь тишину чуть колышет.

Сладкие шепчет слова.

(В. Мордань)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые…

(Ф. Тютчев)

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряясь полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М. Лермонтов)

Плавниками трепеща

И зубаста и тоща,

Пищи на обед ища,

Ходит щука вкруг леща.

(М. Горький)

– Какие звуки особенно часто повторяются в стихотворениях?

– Какие звуковые образы они создают?

– Приведите свои примеры, иллюстрирующие явление звукописи.

– Известны ли вам в украинском языке примеры, иллюстрирующие явление звукописи?

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Из художественной литературы выписать 2-3 примера, иллюстрирующих явление звукописи.

VI. ИТОГ УРОКА

– Беседа с учащимися.

– Что изучает фонетика?

– Сколько звуков в русском языке?

– Всегда ли слово пишется так, как произносится? Как не ошибиться в написании слов?

– Какова роль звукописи в речи?

______________________________________________________________

* Здесь и далее учитель также может воспользоваться пособием: Русский язык: Комплексный справочник / Т. Н. Смирнова, Л. А. Шевелева.- Харьков: Издательство “Ранок”.

** Здесь и далее учитель также может воспользоваться пособием: Тельпуховская Ю. Н. Русский язык в определениях, таблицах и схемах: Справочное пособие для учащихся 5-11 классов.- 6-е изд., доп.- Харьков: Издательство “Ранок”.

*** Здесь и далее учитель также может воспользоваться пособием: Зима Е. В. Русский язык. 5-7 классы: Краткий справочник.- Харьков: Издательство “Ранок”.




Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки