Понятие о публицистическом стиле

МОРФОЛОГИЯ

ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ

§57 – 58 Понятие о публицистическом стиле

466

1. Вспомните, что вызнаете о стилях речи? Какие стили вызнаете? В чем их особенность?

2. Прочитайте теоретический материал параграфа и скажите, какая информация о публицистическом стиле была вам известна, а какая оказалась для вас новой?

Публицистический стиль речи употребляется в общественноэкономической, политической, культурной сфере (статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению,

на собрании, доклад, информационная заметка). Публицистический стиль должен быть понятен всем.

Для публицистического стиля речи характерны следующие признаки:

– логичность:

– образность;

– эмоциональность:

– призывность.

467

1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что текст относится к публицистическому стилю по перечисленным в упражнении 466 признакам.

У детей-дошкольников и школьников все бывает: горькие

огорчения, оттого что взрослые не понимают их самых благих намерений, даже слезы случаются – и из-за двоек, и от несправедливости друзей-сверстников, которые возьмут да вдруг обидят тебя… Но все же чаще ребятам свойственно хорошее настроение, которое ничто не может истребить. Нет, нет, детство – счастливая пора! Именно из ребят потом вырастают взрослые люди – каждый с приобретенными в детстве особенностями. Разве не так?

– Так, так! – говорят писатели, которых мы называем детскими, хотя они как раз вполне взрослые люди – некоторые постарше, другие помоложе. Но это люди с особенной памятью (они помнят все до мелочей, что с ними было в детстве), с особым даром подмечать веселое в жизни современных школьников или придумывать веселые истории, в реальность которых верят все, от мала до велика. И тут вовсе не важно, что одни жили еще в начале XX века, а другие пишут сейчас свои веселые книги. Они все нам дороги, все любимы!

По П. Федоренко

468

Как часто вы находити в книгах ответы на свои вопросы? Как часто встречали на страницах рассказов и повестей описание проблем и переживаний, схожих с вашими? Порассуждайте о роли детских писателей в жизни каждого ребенка, используя цитаты из текста упражнения 463.

469

1. Прослушайте текст, записывая ключевые слова. Каковы тема и основная мысль текста? Какая проблема ставится в тексте и как она решается?

2. Укажите признаки публицистического стиля в тексте.

 Понятие о публицистическом стиле

ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

С 1998 года ежегодно 1 нюня в Украине, как и во многих других странах мира, отмечается День защиты детей.

1 нюня – это начало школьных каникул, поэтому День защиты детей в нашей стране отмечается не в школах, а на площадях и в парках городов: проходят концерты, соревнования, конкурсы и т. п. Так сложилось, что символами этого дня стали сладкая вата, рисунки на асфальте и громкие слова о правах и свободах ребенка.

Сами дети понимают защиту своих прав по-разному. Для кого-то это возможность высказать собственную точку зрения и быть услышанным. День защиты детей – это не только веселый праздник для детей, это и напоминание обществу о необходимости защищать права ребенка.

Каждый ребенок Украины имеет право расти здоровым, счастливым, учиться, заниматься любимым делом и в будущем стать замечательным родителем и достойным гражданином своей страны.




Понятие о публицистическом стиле