Понятие об обособленных членах предложения. Интонация предложений с обособленными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

УРОК № 49

Тема. Понятие об обособленных членах предложения. Интонация предложений с обособленными членами

Цель: ознакомить учащихся с материалом об обособленных членах предложения, их видах, способах выражения, средствах выделения в устной речи и на письме; сформировать умения читать, пересказывать тексты, правильно интонируя обособленные члены предложения; развивать умения и навыки работы в парах; воспитывать интерес к изучению украинской культуры.

Оборудование: учебник, раздаточный

материал, репродукции картин А. Куинджи, Е. Билокур, таблицы, текст “Обыкновенное чудо”.

ХОД УРОКА

Высшая похвала художнику – когда мы забываем его за произведениями.

Ф. Шиллер

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа урока, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

Разыгрывание диалога.

2. Работа в парах.

(Задания – на партах у всех учеников.)

Задания

учащимся

– Прочитайте предложения в левой и правой колонках.

– Сравните смысл предложений, интонацию.

Имя Екатерины Билокур навсегда вошло в историю украинского на родного искусства.

Имя Екатерины Билокур, удивительной и самобытной художницы, запечатлевшей в своих произведениях неувядаемую красоту и богатство украинской природы, щедрые дары земли, навсегда вошло в историю украинского народного искусства.

Вывод. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

3. Оценивание работы в парах.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с теоретическим материалом.

(Учитель может провести мини-лекцию с демонстрациями таблиц; предложить поиск информации в учебнике и провести беседу с использованием наглядности.)

Материал для учителя (мини-лекция)

Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

Обособленными бывают второстепенные члены предложения.

Они могут выражаться:

– определение – причастным оборотом и прилагательным (двумя или несколькими) с зависимыми словами. Например: Куинджи, создавший картину “Лунная ночь на Днепре”, стремился передать реальность ночного освещения широкого пространства.

– приложение – именем существительным (собственным или нарицательным) со словами, которые к нему относятся. Например: Имя Екатерины Билокур, удивительной и самобытной художницы, навсегда вошло в историю украинского народного искусства.

– Чем они отличаются?

– Почему в предложении из правой колонки происходит обособление?

– Вспомните, в каком случае причастный оборот выделяется запятыми.

– Сделайте вывод о том, какие члены предложения называются обособленными.

– Выпишите предложение с обособленными членами, определите их синтаксическую роль.

– дополнение – именем существительным с предлогом. Например: Вместо веселой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. (А. Пушкин)

– обстоятельство – деепричастным оборотом, одиночным деепричастием и именем существительным с предлогом. Например: Обнаружив у Тараса явные способности к рисованию, Энгельгардт решил сделать из него домашнего живописца.

Обособленные члены предложения на письме выделяются запятыми (реже – тире). В устной речи – интонацией и паузами.

Поиск информации

Вопросы к учащимся

1) Что такое обособление?

2) Какие члены предложения могут быть обособленными, чем они выражаются?

3) Почему главные члены предложения не обособляются?

4) Какова функция обособленных членов предложения?

5) Как обособленные члены предложения выделяются на письме и в устной речи?

2. Работа над развитием речи.

– Потренируйтесь в чтении текста (чтение вслух), соблюдая интонацию обособления. Какие члены предложения обособлены? Чем они выражены?

Обыкновенное чудо

… Летом и осенью 1880 года Куинджи, знаменитый художник – пейзажист, работал над новой картиной. По городу прошел слух о ее необыкновенной красоте. Под любым предлогом друзья и знакомые художника пытались “одним глазком” взглянуть на это “чудо”. По воскресеньям на два часа открывал Архип Иванович желающим двери мастерской, и петербургская публика шла валом. Стремясь увидеть необычное полотно, люди выстраивались в длинные очереди, часами ждали на улице.

От картины действительно невозможно было оторваться. Широкое, уходящее вдаль пространство. Зеленоватая лента реки почти сливается на горизонте с облачным небом. Но вот облака разошлись, выглянула луна, осветив Днепр, хатки и сбегающие к реке тропинки. Все в природе притихло, завороженное сиянием неба и днепровских вод. Таинственный свет, исходящий из лунного диска, был настолько насыщен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину в надежде увидеть его источник – фонарь или лампу. Но там ничего не было. А луна продолжала излучать свой волшебный свет. Тишина и величие. И невольно приходили раздумья о гармонии и красоте мира.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Задания учащимся.

Начальный и средний уровни

– Выпишите из текста “Обыкновенное чудо” предложения с обособленными членами, определите их синтаксическую роль. (Учитель выборочно проверяет тетради.)

Достаточный и высокий уровни

– Напишите сочинение-миниатюру по картине (репродукции представлены на доске), использовав эпиграф урока и предложения с обособленными членами.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Чтение сочинений-миниатюр.

2. обсуждение работ.

3. оценивание учебных достижений учащихся.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Задание начального и среднего уровней: выписать из художественных произведений 4 предложения с обособленными членами, определить их синтаксическую роль.

3. Задание достаточного уровня: составить план лингвистического сообщения по теме: “Обособленные члены предложения”; выписать из художественных произведений 4 предложения с обособленными членами, определить их синтаксическую роль.

4. Задание высокого уровня: написать лингвистическое сообщение по теме “Обособленные члены предложения в русском и украинском языках”, проиллюстрировав его собственными примерами.




Понятие об обособленных членах предложения. Интонация предложений с обособленными членами