Повторение и обобщение изученного. Фонетика. Графика. Орфография. Состав слова и словообразование

УРОК № 2

Тема. Повторение и обобщение изученного*. Фонетика. Графика. Орфография. Состав слова и словообразование

Цель: повторить с учащимися и закрепить основные понятия данных разделов; развивать у детей логическое мышление; воспитывать у них интерес к различным языковым явлениям.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают основные единицы повторяемых частей речи, знают различие между звуком и буквой и основной принцип русского правописания: звуки речи передаются на письме не так, как слышатся, а в соответствии с принципом

единообразного написания морфем, правильно пишут ъ и ь после префиксов и в корнях слов; разбирают слово по составу, знают морфемы, делают словообразовательный разбор слов, переводят тексты с украинского языка на русский.

Оборудование: учебник, схема.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Проверка домашнего задания.

– Беседа с учащимися.

– Какие языковые единицы, изучаемые в разделах “Фонетика”

и “Графика”, вы знаете?

– Чем буква отличается от звука?

– Перечислите известные вам морфемы.

– Почему корень называют главной значимой частью слова?

– Какие способы образования слов вы знаете?

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Почему нельзя писать слова посветить – посвятить, разредить – разрядить, развеваться – развиваться так, как мы их слышим?

– Назовите основной принцип русской орфографии.

III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочные упражнения.

1. Перечертите схему** в тетради. Впишите соответствующие примеры звуков.

 Повторение и обобщение изученного. Фонетика. Графика. Орфография. Состав слова и словообразование

2. Объяснительный диктант. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, запишите их фонетическую транскрипцию. Устно объясните выбор буквы.

Образец: теплая вареж[ш]ка – лукавая усмеш[ш]ка.

Настоятельная про..ба – ре..ба по дереву; нак..лить железо – нак..лоть дров; заросший пру.. – ивовый пру..; полковой разведчик – опытный ле..чик.

3. Словарный диктант***.

Железнодорожный разъезд, воронье гнездо, объем шара, вьется над крышей, бьются о скалы, необъятный простор, верные друзья, шьют костюм, пьет воду, отъединить провод, предъявить документы, подъехать к дому, грустная обезьяна, вьющиеся растения, соловьиные трели, воробьиное чириканье, съемка фильма, сэкономить средства.

4. Перепишите текст. сделайте морфемный анализ всех слов.

Желтеет поспевающая рожь. Быстро сохнет трава. Проходит час, другой. Колючим зноем пышет неподвижный воздух.

(И. Тургенев)

5. Сделайте фонетический разбор слов.

Образец: рожь – [рош] – 4 б., 3 зв.

Счастье, яблоко, зеленый.

– Творческая работа.

1. Образуйте 2-3 слова тем способом, который указан ниже с помощью условных обозначений.

 Повторение и обобщение изученного. Фонетика. Графика. Орфография. Состав слова и словообразование

2. От данных слов суффиксальным способом образуйте имена прилагательные. объясните их правописание.

Камыш, ситец, песок, стекло, хозяйство, ветер, кожа, дерево.

– Диктант-перевод****.

Переведите текст с украинского языка на русский. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков. разберите по составу переведенные на русский язык выделенные слова.

Перекладачем працювати цікаво і дуже складно. Недаремно перекладача прирівнюють часто до письменника. У чому ж трудність роботи перекладача? Перш за все у невідповідності граматичних форм у різних мовах.

Для нас зрозуміло, що іменники мають три роди – чоловічий, жіночий, середній. У німецькій мові часто форми роду не співвідносні з нашими. Складніше перекладати з англійської мови, де іменники не мають роду.

(Із часопису)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] – 11 (письменно); [2] – 5 (записать звуковое значение и количество букв и звуков в первых четырех словах предложения; выписать слово, в котором букв больше, чем звуков; разобрать по составу слова отжившие, живущие, будущее и сделать их словообразовательный разбор).

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Вопросы учащимся.

– Как связаны разделы “Фонетика” и “Орфография”?

– Что такое основа слова? Что она в себя включает?

__________________________________________________________

* Здесь и далее можно воспользоваться пособиями: 1. Зима Е. В. Русский язык. 8-9 классы: Краткий справочник.- Харьков: Издательство “Ранок”; 2. Русский язык: Комплексный справочник / Т. Н. Смирнова, Л. А. Шевелева.- Харьков: Издательство “Ранок”.

** Здесь и далее можно воспользоваться пособием: Тельпуховская Ю. Н. Русский язык в определениях, таблицах и схемах: Справочное пособие для учащихся 5-11 классов.- 6-е изд., доп.- Харьков: Издательство “Ранок”.

*** Здесь и далее можно воспользоваться пособием: Палатовская Е. В. Школьный орфографический словарь.- Харьков: Веста: Издательство “Ранок”.

**** Здесь и далее можно воспользоваться пособием: Шкільний російсько-український, українсько-російський словник / Упоряд. Г. В. Доніна, В. Ф. Жовтобрюх.- Х.: Веста: Вид-во “Ранок”.




Повторение и обобщение изученного. Фонетика. Графика. Орфография. Состав слова и словообразование