Повторение и обобщение изученного по теме “Предложения с обособленными членами”. Речевая деятельность. Развернутый ответ на уроке

УРОК № 66. Вариант 1

Тема. Повторение и обобщение изученного по теме “Предложения с обособленными членами”. Речевая деятельность. Развернутый ответ на уроке

Цель: обобщить знания учащихся об обособленных членах предложения; совершенствовать у них умения, необходимые для построения устного высказывания; развивать речь школьников; воспитывать у них любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают присоединительные и уточняющие члены предложения и знают об их роли в речи; строят устное высказывание, используя

материал, изученный на уроках языка; правильно ставят знаки препинания в предложениях с уточняющими и другими обособленными членами предложения.

Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Проверка домашнего задания.

– Беседа с учащимися.

– Какую роль играют обособленные члены предложения?

– Чем они могут быть выражены?

– Какие условия необходимы для того, чтобы обособить определение и приложение, стоящие перед определяемым

словом?

– При каких условиях обособляются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом?

– Назовите предлоги, с которыми обычно употребляются обособленные дополнения.

– Как узнать, соединяет союз или однородные члены или присоединяет уточняющее приложение?

– При каком условии обособляются приложения с союзом как?

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Для чего в конце темы проводятся уроки повторения и обобщения изученного?

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Творческая работа.

Поставьте деепричастный оборот, относящийся ко второму сказуемому, после союза и запишите предложения. Подчеркните обособленные члены.

Брат девушки, восьмилетний мальчик, стоял, прислонившись к дереву, и косился на небо, склонив голову набок. Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но сели отдыхать, не дойдя до нее каких-нибудь двухсот-трехсот шагов. Вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и голуби быстро кружатся над ней, пестрея в светлом воздухе.

– Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

1 Замените, где это возможно, выделенное предложение деепричастным оборотом. Запишите полученные предложения.

Я неистово торопил время в детстве, так как ожидал день покупки велосипеда, обещанного отцом ко дню моего рождения. Когда мы подъехали к пристани, паром уже отходил. Шофер поднажал на газ, потому что рассчитывал к ночи добраться до жилья. Пара сытых лошадей, хотя в струну натягивая постромки, еле тащила тяжелую бричку.

КАРТОЧКА 2

Составьте предложения с данными деепричастными и причастными оборотами.

Оплатив проезд, не пренебрегая советами, освещенный лучами восходящего солнца, еще не высохшая после дождя.

– Работа по вариантам.

Из двух простых предложений составьте одно: а) с обособленным определением; б) с обособленным обстоятельством. Оба предложения разберите синтаксически.

Вариант I

В наступившей тишине невнятно громыхнул гром. Гром как бы предупреждал об опасности.

Вариант II

Ветер сильно раздувал огонь. Ветер вздымал тысячи искр кверху.

– Задание учащимся.

Спишите, ставя знаки препинания. Подчеркните приложения.

Первая линия метро или метрополитена была открыта в Москве 1935 году. Многие мальчики нашего класса например Теплов, Смирнов и Никитин увл..каются шахматами. Все ребята особе..о любители лыжного спорта рад..вались наступлению зимы. Самые ра..ие цветы даже подснежн..ки еще не ра..пустились.

– Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] – 242 (письменно).

[2] – 487 (письменно).

– Диктант.

ВЕСЕННИЙ ЛЕС

На втором сезоне то есть на третьем году от рождения Бима Иван Иванович познакомил его с лесом. Это было очень интересно. Вот они остановились на широкой поляне. Иван Иваныч стал за куст орешника и смотрел вверх. Вверху было светло, а здесь внизу становилось все темнее и темнее. Кто-то прошуршал по лесу и притих. Солнце пронизывало в лесу все насквозь кроме сосняка да и тот кое-где изрезан золотом лучей. И было тихо. До чего же хороша весенняя утренняя тишина в лесу.

(По Г. Троепольскому)

V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

– Слово учителя.

Один из верных способов, помогающих ничего не упустить, обо всем сказать полно, последовательно и четко,- отвечать по заранее составленному плану. Сегодня на уроке мы работаем над развернутым ответом по теме “Обособленные члены предложения”. Наше высказывание будет представлять собой рассуждение в научном стиле. Вспомните, что основные элементы рассуждения – тезис, доказательства, вывод. Работать вы будете по группам. I группа расскажет об обособленных определениях; II – об обособленных приложениях; III группа – об обособленных обстоятельствах; IV – об обособленных дополнениях.

– Работа над составлением развернутого ответа (в группах).

1. Составьте план развернутого ответа.

Образец плана ответа (на примере I группы):

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Обособленные определения и цель их обособления.

2. Условия обособления определений:

А) постпозиция по отношению к главному (определяемому) слову;

Б) любая позиция по отношению к главному слову, выраженному личным местоимением;

В) наличие добавочного обстоятельственного значения;

Г) дистантное расположение по отношению к определяемому слову.

3. Роль обособленных определений в предложении.

2. Работа в парах.

Учащиеся готовят устные развернутые ответы на данную группе тему и излагают материал по плану (по 1 ученику-спикеру от каждой группы).

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] – тестовые задания, с. 241-242; [2] – 508 (письменно).

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Какие обособления, уточняющие члены предложения встретились в диктанте? Чем они выражены?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Повторение и обобщение изученного по теме “Предложения с обособленными членами”. Речевая деятельность. Развернутый ответ на уроке - Плани-конспекти уроків по російській мові


Повторение и обобщение изученного по теме “Предложения с обособленными членами”. Речевая деятельность. Развернутый ответ на уроке