Повторение и обобщение по теме “Морфология”. Подготовка к контрольной работе

УРОК № 57

Тема. Повторение и обобщение по теме “Морфология”. Подготовка к контрольной работе

Цель: повторить и обобщить изученное по теме “Морфология”; подготовиться к контрольной работе по теме “Глагол. Наречие. Служебные части речи”; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают самостоятельные и служебные части речи; распознают неопределенную форму глагола и правильно произносят ее; знают об особенностях отдельных форм глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени

в сопоставлении с украинским языком; правильно произносят наречия, различают значения рассмотренных предлогов, союзов, частицы не.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, раздаточный материал.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Интерактивное упражнение “Микрофон”.

– На уроке я хочу закрепить…

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

Объяснительный диктант.

Подчеркните и объясните написание – тся и – ться в глаголах. Выделите графически предлоги, союзы, частицы.

Не потрудиться – хлеба не добиться. Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Всякое дело человеком ставится и человеком славится. Волков бояться – в лес не ходить. От работы руки не отнимутся.

III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

– Тренировочные упражнения.

1. От данных глаголов образуйте глаголы 2-го и 3-го лица единственного числа. Выделите окончания.

Образец: шагнул – шагнешь, шагнет.

Толкать, мелькать, включить, прогуляться, кивать, смеяться.

2. Спишите глаголы прошедшего времени. Расставьте ударения.

Была’, не’ был, дала’, да’ли, жила’, на’чал, начала’, на’чали, по’нял, поняла’, по’няли, со’здал, создала’, со’здали.

3. Образуйте от прилагательных наречия. Расставьте ударения. С двумя наречиями составьте предложения.

Образец: высокий – высоко’.

Широкий, глубокий, легкий, далекий, жестокий, завидный.

4. Переведите текст с украинского языка на русский (текст лежит на каждой парте). Надпишите над самостоятельными частями речи, какая это часть речи, служебные части речи выделите графически.

З вогнем та водою не жартуй. Від своєї совісті не втечеш. Добрі вісті не лежать на місті. Добро не пропадає, а зло не вмирає. Гірко поробиш – солодко з’їси. Спочатку думай, а потім роби.

– Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Преобразуйте словосочетания по образцу, заменив прилагательное + существительное сочетанием глагол + наречие.

Образец: горячий спор – горячо спорить.

Резкий удар, быстрая ходьба, случайная встреча, тихая беседа, громкий разговор.

КАРТОЧКА № 2

Подберите к наречиям антонимы.

Говорить весело, подниматься быстро, писать небрежно, смотреть грозно, слушать внимательно.

КАРТОЧКА № 3

Раскройте скобки, подобрав подходящий предлог. Определите падеж существительного.

Заплатить (багаж), рассказать (поход), увериться (правота), предостеречь (опасность), отойти (остановка), выйти (школа).

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал: [1] § 43-52; [2] § 57-64.

2. Выполнить упражнения: [1] заполнить таблицу, с. 261; [2] 404, 407.

V. ИТОГ УРОКА

– Интерактивное упражнение “Микрофон”.

– Самым сложным для меня на уроке было.




Повторение и обобщение по теме “Морфология”. Подготовка к контрольной работе