Повторение изученного по теме “Синтаксис”

УРОК № 65. II вариант

Тема. Повторение изученного по теме “Синтаксис”

Цель: повторить и закрепить материал по изученной теме; проверить умение учащихся применять полученные знания; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся определяют главное слово в словосочетании, отличают словосочетания от других сочетаний слов; различают предложения по цели высказывания и по интонации, выделяют грамматическую основу предложения и второстепенные члены, ставят знаки препинания в предложениях с однородными

членами; различают простые и сложные предложения, ставят знаки препинания в сложном предложении; работают с текстом.

Оборудование: раздаточный материал (зеленые кружки-светофоры), карточки с заданиями.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний (урок-путешествие).

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Интерактивное упражнение “Микрофон”.

– От сегодняшнего путешествия я жду.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

(На доске изображена карта страны Синтаксис-Пунктуация.)

 Повторение изученного по теме Синтаксис

– Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по необычной стране с двойным названием. Нам предстоит отправиться по маршруту, представленному на карте. В каждом городе вас ожидают задания, только справившись с ними, вы сможете отправиться дальше. Занимайте места в наших небольших вагонах (работа 3-4 группами). Перед вами лежат зеленые кружки-светофоры. Ими вы будете сигнализировать, что готовы к ответу. Однако прежде чем наш поезд сможет отправиться, дайте ответ на вопрос: “Почему эта страна имеет двойное название и не хочет распадаться на две отдельных страны?”

– Город Словосочетание.

1. Определите, где жители города (словосочетания), а где туристы (другие сочетания слов).

Мрачные тучи, нахмурилось небо, старый лес, приготовились к работе, закружил и умчался, капли дождя, гремит гром, летняя гроза, сверкает молния, яркое солнце, водная гладь, вершины деревьев.

2. Заспорили жители города, кто в их семьях главный. Помогите им решить спор. Определите главное и зависимое слова в словосочетаниях.

Раннее утро, легкий туман, поднимается высоко, стоит в лесу, вершины берез, весело журчит, нити паутины, протянулись от дерева, шляпка гриба, шуршит под ногами, на фоне листвы.

3. В данном предложении потерялись словосочетания. Помогите найти пропажу! Вычлените словосочетания из предложения.

В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки.

4. Жители города забыли, кто из них где живет. Помогите им найти свой дом. Обратите внимание на вывески домов.

Сущ. + сущ.

Глагол + сущ.

Прилаг. + сущ.

Украшать комнату, сушка грибов, журчание ручейка, пение птиц, слушаем рассказ, беречь природу, просторные поля, высокие деревья, теплый дом, пушистое одеяло, готовит еду.

– Город Простое предложение.

1. Жители этого города носят фамилии Повествовательный, Вопросительный, Побудительный. А некоторые носят двойную фамилию: Повествовательный-Восклицательный, Побудительный-Восклицательный, Вопросительно-Восклицательный. Найдите и определите фамилии жителей.

ВОЗЬМИ МЕНЯ, КОСМОНАВТ!

Далеко-далеко загадочно щурится одинокая звезда. Как называется эта таинственная звездочка? Такая ли она большая и горячая, как солнце? Далеко ли она, можно ли до нее долететь? Как я вам завидую, космонавты! О, если бы и мне побывать в космосе! Возьми меня с собой, космонавт! А звезда горит. Она манит к себе маленького мечтателя.

2. Жители района Нераспространенный хотят переехать в Распространенный. Помогите им и укажите их роли (подчеркните главные и второстепенные члены предложения).

Весна наступила. Солнышко глядит. Оно пригревает. Травка пробивается. Ландыш расцветает.

3. Жители проспекта Однородные члены предложения мечтают о больших семьях. Помогите им подобрать родственников.

Дети на концерте декламировали, … . В лесу растут береза, … . Солнце осветило дом, …, … . Дождь пробежал по крышам, … . Над морем поднималась черная, … туча.

4. Данные гости приехали из соседней страны Мовознавство. Помогите им почувствовать себя как дома. (Переведите, расставьте границы предложений.)

Гусенята росли швидко незабаром пух змінився на пір’я вони стали їсти овес і бігали за мною всюди я ходив з ними до їдальні кухар завжди давав їм рисової каші з компотом гусенята стали вже потроху літати.

– Город Сложное предложение.

1. Некоторые жители города Простое предложение поженились и переехали в город сложное предложение. как они теперь выглядят? (Превратите простые предложения в сложные.)

Тишина в предрассветном бору. Слегка ветер колышет сосны.

Подул ветер. По тропинкам понеслись листья.

Вечером солнце уходит за горизонт. В окнах домов отражается еще светлое небо.

2. В город также приезжают туристы, особенно часто из соседнего города Простое предложение, наиболее часто – с проспекта однородные члены. найдите среди коренных жителей простые предложения. расставьте знаки препинания во всех предложениях.

Сильно рванул ветер и со свистом закружил по степи. Зеленый огонь погас и тени исчезли. Ручей журчал лошади жевали время тянулось бесконечно. Пришла весна и разукрасила все вокруг яркими красками. Грянул гром и первые крупные капли упали на подоконник открытого окна.

3. Эти жители только переехали из города Простое предложение и чувствуют себя здесь пока неуютно. Помогите им обустроиться. Над широкой рекой опустился вечер, и… . В воздухе стоял аромат душистых трав, а… . Ночи были еще прохладные, но… .

4. Данные жители постоянно ссорятся. давайте поможем им правильно соединиться. Замените союзы, расставьте знаки препинания.

День был солнечный а вдруг набежала тучка. Скоро солнечный дождь кончился но появилась радуга. Один конец ее упирался в деревню и другой уходил далеко в луга.

– Город Текст.

1. В этом городе нас встречает таможня. она проверит, умеем ли мы отличать текст от набора предложений. определите, где дан текст, а где – предложения.

Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место, закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!

Самая трогательная птица – жаворонок. Над соседним лесом показался краешек солнца. Клев в то утро был отменный. Бабушка нашим уловом была довольна. Солнце чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом и огненными спицами. Жаворонок и пьет, и радуется, как ребенок. Несколько минут я стоял как завороженный.

2. Познакомимся поближе с жителями этого города. Прочитайте текст.

Ответьте на вопросы и выполните задания, данные после него.

КОНИ

Редко в наших местах встретишь теперь коней. А встретив – всегда обрадуешься. Один раз вышел на поляну, и вдруг – кони. Остановился, смотрю.

Кони тоже почувствовали близкого человека, подняли головы, смотрят на меня. А когда я пошел дальше – кони двинулись неторопливо за мной. Я заволновался. Не знаю, чьи кони и куда им надо идти. Может, им в другую страну, а они – за мной.

Так они и шли за мной, а я гордился. Я был теперь не простой человек, а с конями.

Потом-то они отстали.

(Ю. Коваль)

– Назовите признаки текста (докажите, что это текст).

– Определите тип и стиль речи данного текста.

– Что выражает заголовок: тему или основную мысль?

– Какова основная мысль данного текста?

– Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому тексту?

– Почему в тексте почти нет прилагательных?

– Перескажите текст.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал по изученной теме.

V. ИТОГ УРОКА

– Беседа с учащимися.

– Определите, какой вагончик быстрее всех справился с заданием, выделите лучших путешественников.

– Какой этап путешествия был самым интересным?




Повторение изученного по теме “Синтаксис”