Правильно произносим и пишем слова с удвоенными буквами. Дополняем диалог, читаем его в лицах

17. Правильно произносим и пишем слова с удвоенными буквами. Дополняем диалог, читаем его в лицах

134. Прочитайте, сравните написание и произношение слов в русском и украинском языках.

В русском языке есть слова с двумя одинаковыми буквами в корне слова. Эти две буквы чаще всего обозначают один обычный согласный звук. Написание таких слов надо запомнить, не путать их с похожими словами украинского языка, в котором слов с удвоенными буквами значительно меньше, чем в русском.

По-русски

По-украински

Класс

Клас

Суббота

Субота

Касса

Каса

Ванна

Ванна

Пассажир

Пасажир

Троллейбус

Тролейбус

Одесса

Одеса

Черкассы

Черкаси

135.

К словам левой части таблицы (упр. 134) добавьте слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие? Запишите полученные сочетания. Составьте два предложения
с этими словами, связав их между собой.

136. Прочитайте. Поставьте вопросы от одного члена предложения к другому, запишите слова парами.

Большой пассажирский корабль пришел из Одессы в Ялту.

137. Прочитайте. Какие части слова добавили? В каком случае одну часть заменили другой? Запишите пары слов.

Корабль

Класс

Суббота

Кассир

Класс + н + ый

Суббот + н + ий

Касс + ов + ый

Пассажир

Троллейбус

Стекло

Пассажир + ск + ий

Троллейбус + н + ый

Стекл + янн -1- ый

138. Поработайте в парах. Прочитайте диалог в лицах, дополнив его.

– Скажите, пожалуйста, какой поезд идет через….

– Новый скоростной поезд номер….

– Он останавливается в… ?

– Там останавливается обычный пассажирский поезд, а экспресс проходит… без остановки.

– Дайте мне, будьте добры, два… льготных билета на… . Вот документы.

– …. Проверьте билеты и сдачу.

139. Удвоенные буквы, обозначающие долгие согласные, встречаются во многих именах, особенно женских. Такое удвоение свойственно и многим украинским именам.

Разделите данные имена на четыре группы – по количеству слогов и месту ударения в них. Какие имена в данном списке расположены не по алфавиту? Запишите имена в алфавитном порядке.

Агнесса, Алла, Анна, Белла, Виолетта, Жанна, Геннадий, Элла, Эмма, Иванна, Инна, Нонна, Кирилл, Римма, Сусанна, Филипп.

140. Составьте словарный диктант (10-15 слов) на правило написания слов с непроизносимыми согласными звуками и удвоенными буквами.

141. По данному толкованию определите слово. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. При затруднении пользуйтесь орфографическим словарем.

1. … – сп..ртивный бег, а также некоторые виды гонок по пересеченной мес(?)ности. 2. … – соч..тание нескольких музыкальных звуков различ(?)ной высоты, воспринимаемых как звуковое единство. 3. … – летняя..ткрытая пристройка к дому, зданию. 4. … – систематизированное собрание предметов. 5. … – группа лиц, объединенных общей работой, учебой.

Для справок. Аккорд, коллектив, коллекция, кросс, терраса.

Коллект́ив




Правильно произносим и пишем слова с удвоенными буквами. Дополняем диалог, читаем его в лицах