Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Развитие речи. Культура речи. “Рабочая комната”

УРОК № 12

Тема. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Развитие речи. Культура речи. “Рабочая комната”

Цель: развивать навыки определения сильных и слабых позиций гласных звуков, подбора проверочных слов для проверки безударных гласных в корне слова; обучать навыкам работы с орфографическим словарем; работать над развитием речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты, орфографический словарь.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ

ЗНАНИЙ

Беседа с учащимися.

– Какой раздел науки о языке называется орфографией?

– В каком словаре отражено правильное написание слов?

– Какую позицию гласных звуков принято называть сильной, а какую – слабой?

– Какие звуки русского языка в слабой позиции изменяют свое качество?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с орфограммой “Безударная гласная, проверяемая ударением”.

– К данным словам подберите проверочные. Слова записывайте в столбик. Графически

обозначайте орфограмму.

Тяжелый, пятачок, объяснить, часы, частица.

– Следите за правильным произношением безударного звука в корне слова. Какой звук вы произносите? (Звук, близкий к [и].)

2. Беседа.

(На доске записаны слова лягушка, рябина, январь, заяц.)

– Можно ли к безударным гласным в корнях данных слов подобрать проверочные слова?

– Как быть в этом случае?

3. Объяснение учителя.

Один французский писатель назвал словарь “вселенной, расположенной в алфавитном порядке”. Он рассказал о беседе двух поэтов, молодого, неизвестного, и прославленного. Молодой поэт спросил: “Читаете ли вы словари?” И прославленный собеседник стал горячо рассказывать, сколь необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из чтения словарей.

Читать словари? Что за странность? Ведь это не роман, не детектив. Как же можно их читать?

Между тем словари – это не только справочники, но и элемент национальной культуры: ведь в словаре запечатлены многие стороны народной жизни.

Сегодня мы будем знакомиться с орфографическим словарем. Из орфографического словаря можно почерпнуть сведения о правильном написании слова.

4. Беседа с опорой на ранее полученные знания.

– В каком порядке располагаются слова в словаре?

– Как располагаются в словаре слова, начинающиеся на одну букву?

5. Работа со словарем.

(На каждой парте лежит орфографический словарь.)

Задание.

Пользуясь словарем, запишите в тетради слова с пропущенными буквами.

К..б..нет, фл..мастер, м..гн..тофон, к..р..дор, к..лл..ктив, д..сант, п..р..шют.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Упражнение проблемного характера.

“Какое странное слово водопровод,- подумала Лена, приступая к выполнению домашнего задания.- В нем два раза встречается корень – вод-“.

– Права ли Лена?

– В чем причина ее ошибки?

– Подберите и запишите однокоренные слова к каждому корню этого слова.

2. Углубление понятия об орфограмме.

– Спишите слова. Подчеркните буквы-орфограммы. Рассуждайте так: в слове он нет орфограммы, так как нет выбора букв. В слове река есть выбор: писать е или и, значит, есть орфограмма. Букву е нужно подчеркнуть.

Стол, земля, луг, сосна.

3. Выборочный диктант.

– Выпишите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Запишите рядом проверочные слова. Подчеркните орфограммы.

Сторож посветил нам фонариком. Писатель посвятил книгу своему сыну. В хоре любили голосистого запевалу. Сестренка запивала кашу молоком. Нельзя обижать слабых. Попробуйте обежать спортплощадку за две минуты.

4. Лингвистическая задача.

– Какое из двух написаний следует выбрать? Почему? Подчеркните орфограммы.

Отв(а/о)рить картофель, отв(а/о)рить ворота; прим(е/и)рять новый костюм, прим(е/и)рять поссорившихся; пос(е/и)деть на скамье, пос(е/и)деть в тридцать лет.

VI. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение учителем текста “кабинет”.

(Учебник, с. 58.)

2. Работа с опорными словами и словосочетаниями.

Упр. 115.

3. Перевод с украинского языка на русский.

Упр. 116.

4. Выявление восприятия.

Упр. 117 (письменно).

5. Тематические выписки.

Выполнение упражнений 118, 119.

6. Обсуждение прочитанного.

Осуществляется на основе рубрики “Отвечайте”, с. 59.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 11.

2. Выполнить упр. 112.

3. Прочитать текст, с. 60.




Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Развитие речи. Культура речи. “Рабочая комната”