Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Заглавная буква в начале предложения. Употребление существительных в дательном падеже множественного числа с предлогом (по дорогам, по страницам)

I СЕМЕСТР

УРОК 10

Тема. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Заглавная буква в начале предложения. Употребление существительных в дательном падеже множественного числа с предлогом (по дорогам, по страницам)

Цель: систематизировать знания учащихся о предложении; учить правильно выделять границы предложения в устной и письменной речи; развивать связную речь учащихся; воспитывать аккуратность, внимательность.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация

опорных знаний учащихся

1. Словарный диктант. письмо с комментированием

Еще, похожи, спасибо, сегодня, здравствуйте, до свидания, рассказ.

2. Давайте поиграем!

Игра “Собери новое слово”

Из первого звука каждого слова нужно составить новое слово. Можно использовать карточки с рисунками, тогда учащиеся сначала называют предметы, а затем составляют слово из первых звуков слов.

– Кошка, нитки, игра, гусь, аист. (Книга)

– Кукла, арбуз, ручка, аист, нора, дом, автобус, шапка.

(Карандаш)

– Рима, утка, чулки, корабль, аист. (Ручка)

3. Работа в группах

– Составьте предложения со словами, которые “собрали”.

– Что вы знаете о предложении?

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. На сегодняшнем уроке мы будем учиться составлять предложения, обозначать границы предложений в устной речи и на письме, повторим то, что уже знаем о предложении.

IV. Работа над новым материалом

– Сравните эти две группы слов. Какая из них выражает законченную мысль?

Осенний ветер срывает с деревьев желтые листья.

Осенний ветер срывает с деревьев.

Учитель. Слово или группа слов, которые выражают законченную мысль, называется предложением.

V. Закрепление и осмысление нового материала

1. Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу слова

Плывет по хлебному полю ________________. Он ссыпает зерна пшеницы в ________________. Машины отвозят зерно на ________________. Там из зерен делают ________________. А из муки можно печь ________________.

Слова для справок: комбайн, мельница, булки, батоны, машины, баранки, мука.

– Запишите текст. Слова первого предложения разделите черточками для переноса.

2. Письмо по памяти

– Прочитайте, делая паузу после каждого предложения.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

А. Плещеев

– Сколько предложений в стихотворении? О чем говорится в каждом предложении? Напишите их по памяти.

3. Почему трудно читать эти предложения?

1) Околоселагустойлес.

2) Влесуподсоснойноралисы.

3) Внорелисята.

– Сверьте свои выводы с правилом.

– Предложение состоит из слов. Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.

Определите, сколько слов в каждом из предложений. Запишите первое предложение, отделяя слова друг от друга.

4. Виды предложений по цели высказывания

Учитель. По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными, побудительными.

Киев – очень красивый город. Мы любим свой родной город!

Вы будете сегодня в парке? Какой будет зима в этом году?

Самолет, самолет, ты возьми меня в полет.

Берегите родную природу!

Учитель. Прочитайте, передайте голосом интонацию предложений. Определите, какие это предложения по цели высказывания.

Выбегай поскорей,

Посмотри на снегирей!

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели.

А. Прокофьев

– Перестройте повествовательные предложения в побудительные. (Коллективная работа)

Дети моют руки перед едой.

Мышка остерегается кошку.

Солнышко ясное всходит над землею.

– Запишите последнее предложение. Не забудьте выделить обращение.

VI. Итог урока

Беседа

– Что называют предложением?

– Как обозначают границы предложений в устной речи? в письменной?

– Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры.

VII. Домашнее задание




Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Заглавная буква в начале предложения. Употребление существительных в дательном падеже множественного числа с предлогом (по дорогам, по страницам)