ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАЗНЫЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

УРОКИ 56 – 57 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАЗНЫЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

292

Послушай чтение учителя.

В пруду плавала Утка. Подбежали к пруду дети и кричат ей:

– Утка, Утка, как тебя зовут?

– Кря-кря! – отвечает Утка.

Тут лягушка из воды высунулась и спросила:

– Ква?

А за ней другая… Только и слышно: “Кря! Ква! Кря-ква!”.

– Вот и знаем теперь, как Утку зовут, – засмеялись дети, – Кряква!

По Леониду Яхнину

– Найди предложения, в конце которых стоят восклицательный и вопросительный знаки.

Как их следует читать?

– Кто участвует в разговоре? Определи слова детей, утки и лягушек. Подготовься читать текст в лицах.

293

Прочитай.

От щенка удрать я смог в лопухи за грядки. Поищи меня, щенок, поиграем в прятки!

Сергей Погореловский

Из скольких предложений состоит текст? К кому обращается мальчик?

Запомни!

Если мы к кому-то обращаемся, то называем его: Здравствуй, Оля! Спасибо, бабушка! Поторопись, Коля, ребята тебя ждут. Выделенные слова – обращения.

На письме обращения

выделяют запятыми.

294

Прочитай.

1. Сережа, не шуми, пожалуйста. 2. Сережа, не шуми! 3. Принеси мне воды, Наташа. 4. Саша, будь добр, поставь книги на полку.

– В чем разница между смыслом первого и второго предложения? Когда мама может выразить свою просьбу так, как в первом предложении? Когда так, как во втором?

– Запиши предложения так, чтобы на месте обращения было твое имя.

Обрати внимание!

Составляя предложения, ты можешь о чем-то сообщить, спросить или высказать просьбу, пожелание, требование.

295

Прочитай текст.

Мама и папа – самые надежные твои друзья. А друзей надо беречь, заботиться о них. Поэтому, пожалуйста, сам мой посуду после еды. Помогай бабушке

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАЗНЫЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

И дедушке одеться, раздеться, обуться и разуться. В транспорте не спеши скорее сесть сам. Усади на свободное место старших. Старайся не ссориться со своими сестрами и братьями. Будь, пожалуйста, ласков со своими близкими. Будь внимателен ко всем окружающим!

По Людмиле Васильевой-Гангнус

– С какими просьбами обращается к тебе автор текста? Кто еще может тебя об этом попросить?

– Спиши два первых и два последних предложения текста.

– Обсудите с соседом по парте, как вы заботитесь о своих близких.

296

Рассмотри рисунки к знакомым сказкам. Эпизод одной

– из них запиши тремя предложениями.

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАЗНЫЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

297

Прочитай предложения в левом и правом столбиках.

Я люблю читать.

Это ты написал?

Помоги мне.

Я люблю читать!

Это ты написал?!

Помоги мне!

– В какой строке предложения содержат сообщения, в какой – просьбу, а в какой – вопрос? Чем различаются предложения одной строки? Сделай вывод о том, какими по интонации могут быть предложения.

Запомни!

Предложения по интонации могут быть восклицательными. В конце таких предложений ставится восклицательный знак.

В конце вопросительных предложений, восклицательных по интонации, ставятся два знака: вопросительный и восклицательный.

298

Прочитай отрывок из стихотворения.

У нас приготовлено

Все для зимы:

Рогожей укутаем

Яблоньки мы.

Но птицы! Как холодно

В воздухе им!

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАЗНЫЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАЗНЫЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Поможем! Их надо кормить,

И тогда им будет легко

Пережить холода.

Елена Благинина

– Найди и правильно прочитай восклицательные предложения. В каком предложении текста содержится вопрос? Ответь на него словами текста.

299

По рисунку из упр. 298 составь и запиши два предложения, как ты помогаешь птицам зимой.

300

Помоги Незнайке собрать текст. Озаглавь и запиши его.

1. Помоги птицам. 2. Холод им не страшен. 3. Сделай кормушку и корми их каждый день. 4. Но они могут погибнуть от голода. 5. Многие птицы остаются у нас зимовать.

Прочитай текст. Найди предложения, в которых выражается просьба. Какие слова помогают ее выразить?

301

Прочитай. Из каких сказок эти предложения? Рисунки помогут тебе ответить на этот вопрос.

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАЗНЫЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

1. Приезжайте, доктор, в Африку скорей, и спасите, доктор, наших малышей! 2. Приходите, тараканы, я вас чаем угощу! 3. Бабочка-красавица, кушайте варенье!

Корней Чуковский

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАЗНЫЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

– Что выражается в предложениях – просьба, пожелание, требование или совет? Какие они по интонации?

– Спиши предложения. Обращения подчеркни.

– К каким из выделенных слов подходят звуковые схемы?

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАЗНЫЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ




ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАЗНЫЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ