Предложения с однородными членами. Однородные члены, не соединенные союзами

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

УРОК № 34

Тема. Предложения с однородными членами. Однородные члены, не соединенные союзами

Цель: углубить знания учащихся об однородных членах предложения, научить определять признаки однородных членов предложения; учить распознавать однородные члены предложения и осмысливать их роль в речи; воспитывать культуру речи, интерес к народной культуре.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический

материал, образец схемы предложения

ХОД УРОКА

Ошибка одного – урок другому.

Д. Рей

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа и работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Работа с текстом.

(Осуществляется в парах.)

– Прочитайте текст.

– Переведите его на русский язык, перескажите.

– Найдите и запишите предложения с однородными членами, подчеркните их.

– Выполните разбор выделенного слова по составу (на русском и украинском языках), объясните его правописание (в русском и украинском

языках).

– Прочитайте теоретический материал учебника и дайте ответы на вопросы.

Сон-трава

Наші предки у кожній рослині бачили щось незвичайне, неповторне. Квітка сон-трави зворушувала своєю ніжністю, беззахисністю, була особливо помітною на початку весни. В Україні поширена така легенда. Кожна квітка, як і все живе на світі, має свою матір. Лише у сон-трави не рідна мама, а люта мачуха. Ще тільки-тільки сніг зійшов, а вона вже розбудила її, розштовхала: “Вставай, сонлива та дрімлива, вже всі квіти цвітуть, а ти спиш!” Вона і схопилася, й одцвіла раніше за всіх. І ніхто її краси не бачив.

(81 сл.) (Г. Бондаренко)

2. Работа с учебником.

1) Какие члены предложения называются однородными?

2) Как они связаны между собой?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя с элементами беседы.

(Осуществляется с опорой на текст “Сон-трава”.)

– Какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры из текста.

– Однородные члены – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения. (Определите синтаксическую роль имеющихся в тексте однородных членов предложения.)

– Они относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним членом предложения. (Назовите слова, к которым относятся однородные члены записанных предложений.)

– Однородные члены предложения равноправны по отношению друг к другу и соединены между собой сочинительной связью. (Образуют ли однородные члены предложения между собой словосочетания?)

– Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи. (Определите, какими частями речи являются однородные члены в записанных предложениях.)

– Однородные члены могут иметь при себе зависимые слова, то есть могут быть распространенными.

– В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и более.

– Между однородными членами предложения при отсутствии союза ставится запятая. (Как связаны между собой однородные члены в записанных предложениях, какие знаки препинания в них есть?)

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

– Постройте схемы предложений с однородными членами. Однородные члены заключите в рамку (по образцу).

Образец. Реки, речки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом и кустами.

 Предложения с однородными членами. Однородные члены, не соединенные союзами

1) Ветер и сырая изморозь проникали за воротник, в рукава, знобили холодом.

2) Бунин великолепно, с полным совершенством владел русским языком.

2. Творческое задание.

– Закончите предложения, добавив недостающие однородные члены. Запишите, расставляя знаки препинания. Какими членами предложения являются однородные члены?

Самостоятельные части речи это…

Служебные части речи это…

… главные члены предложения.

… второстепенные члены предложения.

Значимые части слова это…

3. Диктант с выборочным ответом.

(Осуществляется взаимопроверка работ.)

– Укажите, какие члены предложения являются однородными. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А – подлежащие. Б – сказуемые. В – дополнения. Г – определения. Д – обстоятельства.)

I вариант

1) Берегите старых людей от обид, холодов, огня.

2) Жизнь моя – судьба моей державы, каждый сущий день ее и час.

3) Человек оставляет людям песни, книги и города.

4) Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

5) В поэзии слово должно быть гуще, плотнее, более емко, чем в прозе.

6) Из века в век поэзия и проза смертельный бой ведут между собой.

7) Много у нас слов связано с туманами, ветрами, облаками и водами.

8) Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык.

9) В произведении должна быть ясная, определенная мысль.

10) Тот рассказ сложили горы, башни, звезды, облака, снег и трав весенних ворох, люди, песни и река.

11) За рекой поднимались дубовые, пихтовые леса.

12) Похвала недостойному лицу не возвышает хваленого, а унижает хвалителя.

II вариант

1) Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

2) Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою.

3) Свежо, хорошо запахло полем.

4) Спелые хлеба тускло, сумрачно белели впереди.

5) Мягкая, неслышная от глубокой пыли дорога в поле.

6) Сумрачными, смутными клубами нависли над садом дождевые облака.

7) Расчистился, раскрылся золотисто-светлый запад.

8) Сила, свет, красота ночи стали ослабевать.

9) Потом петухи стали кричать реже, музыкальнее.

10) Лес шумит невнятным, тихим шумом.

11) Сильно страдают от голода и холода певчие птицы.

12) Все серые, карие, синие глазки смешались, как в поле цветы.

Правильные ответы для взаимопроверки

I вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

В

Б

В

В

Б

А

В

Д

Г

А

Г

Б

II вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Б

В

Д

Д

Г

Г

Б

А

Д

Г

В

Г

4. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

– Какие члены предложения называются однородными?

– Назовите их признаки.

– Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Записать легенду о растении или придумать ее, используя однородные члены предложения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Предложения с однородными членами. Однородные члены, не соединенные союзами - Плани-конспекти уроків по російській мові


Предложения с однородными членами. Однородные члены, не соединенные союзами