Предложный падеж единственного числа со значением места

УРОК № 41

Тема. Предложный падеж единственного числа со значением места

Цель: научить школьников правильно употреблять формы существительных в предложном падеже единственного числа, правильно писать окончания существительных в предложном падеже; воспитывать любовь к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно употребляют формы существительных в предложном падеже; правильно пишут окончания существительных в предложном падеже.

Оборудование: учебник, таблица “Окончание имен существительных в предложном

падеже”.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Выпишите имена существительные в предложном падеже, вставьте пропущенные окончания.

Заяц на обломк.. бревна. Еж остановился на тропинк.. . На площадк.. играли дети. На пригорк.. играли лисята. В планетари.. проводят интересные экскурсии.

– Какие возникли трудности при выполнении задания? Почему?

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

– Тренировочное упражнение.

Запишите существительные в дательном падеже. Обратите внимание на различие в окончаниях.

Мария – Марья, математика – история, Наталья – Наталия, Евгения – Елена, аллея – станция, страна – армия, фонетика – морфология.

– Работа с таблицей.

ОКОНЧАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ

Род существительных

Именительный падеж

Предложный падеж

Ж. р.

Страна

В стране

М. р.

Илья

Об Илье

Ср. р.

Небо

На небе

Ж. р. на – ия

Мария

О Марии

М. р. на – ий

Планетарий

В планетарии

Ср. р. на – ие

Здание

В здании

Запомни!

Некоторые существительные мужского рода, которые в именительном падеже имеют нулевое окончание, в предложном падеже имеют окончание – у (-ю): гулять в лесу, сидеть на краю, в том году.

– Тренировочные упражнения.

1. Запишите словосочетания, употребляя существительные в скобках в предложном падеже. Выделите окончания существительных в предложном падеже.

Спектакль в (театр), работа в (библиотека), ожидание на (станция), рассказ о (путешествие), врач в (поликлиника), повесть о (Мария), служба в (армия), работа в (поле).

2. Запишите существительные с предлогами в и на. Объясните правописание.

Образец: здание – в здании, на здании.

Башня, воспитание, акация, иллюстрация, батарея, аппарат.

3. Образуйте форму предложного падежа единственного числа с предлогами о, в / на.

Сад (о саде, в саду); нос (о носе, на носу); край (о крае, в краю); ветер (о ветре, на ветру); цех (о цехе, в цехе, в цеху).

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочные упражнения.

1. Поставьте существительные в предложный падеж единственного числа. Обозначьте окончания. Объясните орфограммы.

Мес..ность, пас..бище, опас..ость, чес..ность, чу..ство, лес..ница, со..нце, праз..ник, сер..це.

2. Вставьте пропущенные окончания.

Побывать на побережь.., жить в город.., трудиться на фабрик.., играть на площадк.., учиться в школ.., отдыхать в лагер.., сидеть на лип.., найти на карт.., мечтать о собак.. .

3. Переведите с украинского языка на русский. Выделите окончания существительных в предложном падеже.

На дереві сидить маленька пташка. На вулиці було чудово. Підлога в кімнаті застелена килимами. На небі засітилися перші зірки. Ось на горбі нора.

– Работа с учебником.

Выполните упражнение: [1] 403.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал: [1] § 36.

2. Выполнить упражнение: [1] 405.

3. Составить 4 предложения со словами в предложном падеже.

VI. ИТОГ УРОКА

– Беседа с учащимися.

– Какая часть речи называется существительным?

– Как изменяются имена существительные?

– Назовите падежи русского языка. На какие вопросы они отвечают?

– Какие окончания могут иметь существительные в дательном и предложном падежах?




Предложный падеж единственного числа со значением места