Произношение и написание сочетаний пя, мя, вя, пе, ме, бе в сопоставлении с сочетаниями, содержащими звук [й]: пья, мья, бья и т. д

УРОК № 17

Тема. Произношение и написание сочетаний пя, мя, вя, пе, ме, бе в сопоставлении с сочетаниями, содержащими звук [й]: пья, мья, бья и т. д.

Цель: обучить школьников правильному написанию и произношению указанных буквенных сочетаний в сравнении с украинским языком; формировать навык правильного произношения этих сочетаний; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно пишут и произносят изучаемые сочетания; проводят сравнительный анализ написания и произношения данных сочетаний в русском

и украинском языках.

Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями, таблица.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Исправьте ошибки в словах и объясните, почему они были допущены при переводе с украинского языка на русский.

М’ята, п’ятниця, сем’я, дерев’янный, в’язать, пам’ять.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

Словарный диктант.

Запишите слова. Подчеркните и объясните орфограмму.

Строчка, птенчик, каменщик, зонтик, меньше, борьба, просьба, жизнь, песня, серьги, дачный, ночной, больной, резьба.

– Распределительный диктант.

Запишите в две колонки слова с мягким знаком, выполняющим:

1) функцию смягчения; 2) разделительную функцию.

Затишье, тоньше, вьется, горький, сыновья, ручьи, пью, сельдь, деньги, перья, скользить, письмо, возьмем.

– Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

Выпишите в две колонки слова, в которых: 1) согласные смягчаются при помощи ь; 2) согласные смягчаются при помощи е, е, ю, я, и.

Таблица, словарь, ответ, портфель, рюкзак, отряд, сентябрь, боксер, люди, цель, возьми.

– Какое слово вы не выписали?

– Какие слова выписали в обе колонки? Почему?

КАРТОЧКА 2

Спишите, вставляя где нужно ь. Запишите звуковое значение выделенных слов.

Сел..ский, вол..ный, задач..ник, туч..ка, степ.., стакан..чик, мощ..ный, бор..ба, поч..товый, мал..чик, нел..зя, булоч..ная.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с таблицей.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

В украинском языке

В русском языке

ДеВ’я[вйа]ть

М’я[мйа]со

М’я[мйа]кий

ПолуМ’я[мйа]

П’я[пйа]ть

ПриВ’я[вйа]зати

ПаМ’я[мйа]ть

ДереВ’я[вйа]ний

П’я[пйа]тниця

ДеВя[в’а]ть

Мя[м’а]со

Мя[м’а]гкий

ПлаМя[м’а]

Пя[п’а]ть

ПриВя[в’а]зать

ПаМя[м’а]ть

ДереВя[в’а]нный

Пя[п’а]тница

Вывод: В русском языке сочетания мя, вя, пя и т. д. обозначают два звука. Соответствующие им в украинском языке м’я, в’я, п’я пишутся с апострофом и обозначают три звука.

Окончание таблицы

– Слово учителя с элементами беседы.

Обратите также внимание на произношение сочетаний бе, ме, пе, пя, мя, вя и бье, мье, пье, мья, бья, пья и т. д. в русском языке. Как пишутся слова первого и второго столбика?

РеБе[б’о]нок Бье[бйо]т

Мя[м’а]та сеМья[мйа]

Ве[в’о]дра разоВье[вйо]т

Пе[п’о]стрый Пье[пйо]т

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочные упражнения.

1. Переведите с украинского языка на русский. Запишите полученные пары слов. Сравните произношение.

Образец: М’я[мйа]сорубка – Мя[м’а]сорубка.

П’ятірка, п’ятак, п’ятикласник, в’яже, в’язнути, м’якошерстий, м’яч, черв’як, в’ялий.

2. Запишите слова. Определите количество слогов в каждом слове. Подчеркните буквы, обозначающие два звука.

Вьется, собьет, соловья, пятка, здоровье, вьет, имя, знамя, Дарья, голубятник.

– Распределительный диктант.

Выпишите в одну колонку слова с мягким знаком, а в другую – без.

Мякиш, перебьет, ребята, опята, взгорье, пятерня, деревья, хлопья, пятак, Петр, пятно, весла, жеребята, вязанье, мяукает.

– Работа с учебником.

Выполните упражнения: [1] 126, 130.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 12, 13.

2. Выполнить упражнение: [1] 127.

3. Составить предложения со словами: мяуканье, здоровье, пятиклассник.

VI. ИТОГ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?




Произношение и написание сочетаний пя, мя, вя, пе, ме, бе в сопоставлении с сочетаниями, содержащими звук [й]: пья, мья, бья и т. д