Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное

50. Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное

400. Проверьте свои умения по пройденным темам: умеете ли вы использовать разные средства для связи предложений в тексте, строить неполные предложения, предложения с однородными членами, выбирать близкие по значению фразеологизмы, соответствующие данным обстоятельствам, употреблять в речи прилагательные, глаголы, предлоги.

401. Выполнив контрольную работу, прочитайте рассказ известного русского писателя начала XX века Леонида Андреева.

Пря́мо

Сно́ва

КУСАКА

Она

никому не принадлежала: у нее не было собственного имени. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страха, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу…

Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором. Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая

девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятьях все видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. Потом так же внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и серьезно сказала:

– Вот весело-то!

И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшийся подол платья.

– Ай, злая собака! – убегая, крикнула девушка, и долго еще слышался ее взволнованный голос:

– Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная!.. Злю-у-щая!..

Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на свое место под террасой1.

Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку, но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:

– А где же наша Кусака?

И это новое имя “Кусака ” так и осталось за ней. С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей. И та же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей.

1 Терраса – летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.

Леля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.

– Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка?

И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают. Маленькая, теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой1 власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча.

– Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусачку! – закричала Леля.

Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания; она знала, что если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. И когда все непрерывно стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.

 Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное

1 Неотразимый – здесь: делающий сопротивление или возражение невозможным.

402. Разделите рассказ “Кусака” (упр. 401) на части в соответствии с планом.

1. Отверженная.

2. Неудавшееся знакомство на даче.

3. Добрые отдыхающие.

4. Злоба пропала.

5. Отъезд дачников.

6. Тяжкое переживание разлуки.

Выполните иллюстрацию к той части рассказа, которая вам больше всего понравилась.

403. Найдите во втором предложении предпоследнего абзаца произведения Леонида Андреева (упр. 401) слово он. К какому слову из предыдущего предложения оно относится?

404. Прочитайте и сравните.

По-русски

По-украински

Злая собака невыносимая боль душный город

Злий собака нестерпний біль задушливе місто

Составьте предложения с русскими сочетаниями слов, добавив слова, отвечающие на вопросы что сделала? как? кому? Предложения запишите.

405. Над чем, важным лично для вас, вы задумываетесь, читая произведение “Кусака” (упр. 401)? Составьте небольшое устное высказывание о том, помогли вам этот рассказ изменить свое отношение к окружающим, особенно к тем, кто нуждается в доброте и ласке; понять, какую боль причиняет слабым жестокость и бездушие сильных.

Выберите одно из данных предложений, с которого вы можете начать свое сочинение.

Этот рассказ об обыкновенной бездомной дворняжке, но сколько мыслей и чувств рождает он…

Читая рассказ “Кусака”, я задумался (лась) вот о чем…

Нельзя без волнения читать этот рассказ, потому что…

Мне понравился рассказ Леонида Андреева тем, что автору удалось на примере бездомной собачки передать те чувства и переживания, которые испытывает каждый обездоленный…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное - Російська мова


Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное