Развитие письменной речи. Самостоятельное письменное высказывание (3-4 предложения) по материалам наблюдений о погоде на сегодня

II СЕМЕСТ Р

УРОК 64

Тема. Развитие письменной речи. Самостоятельное письменное высказывание (3-4 предложения) по материалам наблюдений о погоде на сегодня

Цель: учить детей составлять предложения по материалам наблюдений о погоде; способствовать обогащению и активизации словарного запаса учеников; развивать умение наблюдать; воспитывать культуру оформления письменных работ.

Тип урока: урок развития речи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объявление темы и цели урока

На доске написана пословица

“Наблюдай, да примечай”.

– Прочитайте пословицу.

– Как вы понимаете ее смысл?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Вспомните, какая погода была вчера днем. А вечером? А сегодня утром? Сравните ее. Одинаковая ли она? Почему говорят “У природы нет плохой погоды”?

IV. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа с загадками

– Меня частенько просят, ждут,

А только появлюсь, и прятаться начнут. (Дождь)

– Как-то раз средь бела дня

Обманул шалун меня:

Спрятал

поле, луг, стога,

Речку, лес и берега.

Показалось мне вначале,

Что они гурьбой сбежали.

Лишь седой мужик исчез –

Объявились луг и лес,

Обнаружились стога,

Поле, речка, берега.

Прояснились небеса,

Вновь видна земли краса.

Это ли не чудеса? (Туман)

М. Кремнев

– Один костер весь мир согревает. (Солнце)

– Какая отгадка подходит к сегодняшней погоде?

– Какие времена года вы знаете?

2. Игра “Когда это бывает?”

Задача: знать названия времен года, месяцев.

Учитель называет события, а ученик должен назвать, когда это бывает, в какое время года.

– Мороз и солнце, день чудесный… (Зима)

– Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса… (Осень)

– Дует теплый южный ветер,

Снег чернеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

– Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц – это? (Май)

– Кто поляны белит белым

И на спинах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Зима)

– Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в роще над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,

Значит, это уже… (лето).

Значит, кончилась весна!

V. Формирование опорных знаний учащихся

1. Работа с “Толковым словарем”

Погода – это климатические условия (температура воздуха, осадки, направление ветра и показатели давления).

2. Чтение рассказов-миниатюр о погоде

1) Моросит мелкий дождик, сменяемый недолгим теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за туч показывается лазурь, ясная и ласковая.

2) В Киеве сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем + 15-17 °С.

3) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

– Сравните эти тексты. Что в них общего? Чем они отличаются?

3. Составление описания погоды по плану

– Что Вы можете сказать о погоде сегодня?

– Опишите, какая сегодня погода, по плану:

1) Какое солнце.

2) Какая облачность.

3) Какие осадки.

4) Какая температура.

5) Какой ветер.

VI. Самостоятельное составление предложений

VII. Подведение итогов. Чтение и обсуждение работ учащихся

Рефлексия

Учитель. Оцените свою работу по шкале “Творчество”. Если удалось рассказать, о чем хотели, поставьте знак наверху шкалы, если старались, но не все получилось,- на средней части шкалы, если вам было трудно составить рассказ, поставьте отметку на нижней части шкалы.




Развитие письменной речи. Самостоятельное письменное высказывание (3-4 предложения) по материалам наблюдений о погоде на сегодня