РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ

2. ЯЗЫКИ РЕЧЬ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ

14

1. Прочитай тексты-диалоги1. Какие вопросы в них задаются? Обрати внимание на выделенные слова.

– Лиса, – кричит волк, – весь мед уже съеден.

– Как съеден? Кто съел? Кому он нужен?

– Кот-коток, серый лобок! О чем ты плачешь?

– Как же мне не плакать? Била меня баба.

– А за какую вину?

– За то, что сметанку слизал.

2. Выпиши из текста выделенные слова-вопросы.

3. Устно составь два вопросительных предложения,

используя эти слова.

Умение задавать вопросы и отвечать на них – это искусство. Вопросы можно подбирать к тексту.

1 Диалог – разговор двух лиц.

15

1. Прочитайте текст по ролям. Ответьте на вопросы.

– Алло!

– Алло!

– Слышно?

– Слышно.

 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ

– И у меня хорошо слышно. Давай разговаривать.

– Давай. А о чем разговаривать?

– Ну, о чем?.. О чем-нибудь…

Н. Носов

– Сколько человек принимало участие в разговоре?

Как называется такой разговор? Был ли он интересным? Умели ли ребята задавать вопросы и отвечать на них?

2. Выпиши из памятки вопросительные слова. Составь и запиши с ними три предложения-вопроса с ответами.

Учимся составлять вопрос

– Подумай, о чем ты хочешь спросить.

– Выбери подходящее вопросительное слово: Кто? Что? Какой? Куда? Как? Зачем? Почему? Насколько?

– Составь предложение так, чтобы не подсказывать ответ (например, правильно: Вам было интересно? и неправильно: Правда, вам было интересно?).

Старайся отвечать на вопрос не односложно, а несколькими словами. В конце ответа можно задать свой вопрос.

16

1. Прослушай текст, который прочитает учитель.

После уроков я зашел в первый класс. Вижу – на последней парте сидит какая-то малышка.

– Девочка, почему ты не идешь домой? Не пора ли?

– Нет.

– Что же, ночевать здесь будешь?

– Не знаю.

– Можешь ты сказать, что у тебя случилось?

– Меня брат ждет. Я ему обещала все буквы выучить.

– Буквы год учат. Это непростое дело. А зачем тебе?

– У нас папа с мамой уехали далеко, а Сережа, мой брат, сильно скучает. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы и напишем маме и папе письмо.

По В. Железникову

2. Найди в тексте “правильные” и “неправильные” ответы. Предложи свой вариант ответа вместо “неправильного”.

3. Найди в тексте ответ, в конце которого задается вопрос. Выпиши предложения с вопросительными знаками.

17

1. Распределите роли: кто будет спрашивать, а кто – отвечать. Какие вопросы о школе вы можете задать друг другу?

2. Запишите вопросы и ответы на них. Обратите внимание, как оформляются слова каждого говорящего.

Образец. – Можешь сказать, что у тебя случилось?

– Меня брат ждет.

18

1. Рассмотри рисунок. Устно составь диалог, используя “слова вежливости”: спасибо, пожалуйста, благодарю…

 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ

2. Какие вопросительные слова тебе пригодились?

3. Запиши вопросы и ответы, правильно их оформляя.

1. Какие слова используют при составлении вопросов?

2. Как сделать так, чтобы ответ считался грамотным, правильным?

1. Повтори написание слов в рамках на с. 11 – 16.

2. Напиши словарный диктант под диктовку родителей. Проверь написание этих слов по словарю в конце учебника.

3. Составь предложения: вопрос – ответ с двумя словами.




РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ