Речевая деятельность. Изложение текста художественного стиля, содержащего описание

У РОК № 67

Тема. Речевая деятельность. Изложение текста художественного стиля, содержащего описание

Цель: развивать умение учащихся воспроизводить по памяти прослушанный текст; грамотно писать; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся коллективно составляют простой план изложения; воспроизводят по памяти прослушанный текст; грамотно пишут.

Оборудование: текст для изложения.

Тип урока: применение знаний и умений.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ

И ЦЕЛИ УРОКА

Ознакомление с критериями оценивания изложения. Инструктаж по проведению изложения.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

– Вопросы учащимся.

– Какие стили речи вы знаете?

– Какие типы речи вам известны?

– Что называется описанием?

– Какова роль описания в художественном стиле?

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

– Чтение текста учителем.

I вариант

ЧЕРЕМУХА

На берегу ручья распустилась и цветет черемуха.

Это

очень приятное, зеленое и веселое деревцо. Оно всегда улыбается, а весною, когда душистые белые цветы сплошь его покрывают, даже смеется. Любуясь на цветущую черемуху, сам невольно начинаешь улыбаться. Весною мы всегда приглядываемся к черемухе. Если на ней раскрылись почки, значит окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

Когда на черемухе забелеют и запахнут пышные кисти цветов, жук и комар в лесу появились.

Даже в самых глухих северных местах можно увидеть черемуху. Там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов, ребята лакомятся ягодами лесной черемухи, а хозяйки пекут пироги со сладкой черемуховой начинкой.

(107 сл.) (И. Соколов-Микитов)

II вариант

БОБРЕНОК

Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.

Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.

Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. Я замелил его и вытащил из воды.

Дома он долго чистился и сушился. Потом нашел веник за печкой и стал грызть.

Всю ночь я бродил по лесу с ружьем, а утром вернулся домой. По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая. Бобренок ее со всех сторон подгрыз, а сам спрятался за печку.

За ночь вода спала. Посадил я бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

(107 сл.) (По Г. Снегиреву)

– Беседа по тексту.

I вариант

– Какого типа и стиля текст?

– Когда черемуха особенно красива?

– Какие приметы люди связывают с черемухой?

– Кто любит ягоды лесной черемухи?

– Как это дерево называют в Украине? (Черемшина, черемха, черемуха.)

– Какова основная мысль текста? Что отражает его заголовок: тему или основную мысль?

– Как еще можно озаглавить текст?

II вариант

– Какие бедствия терпят животные во время разлива рек?

– Где живут бобры?

– Какую картину увидел охотник по возвращении домой?

– Тема или основная мысль отражена в заголовке?

– Какова основная мысль текста?

– Определите стиль и тип речи данного текста.

– Словарная работа.

I вариант

1. Запишите выражения, использованные автором для описания черемухи.

(Раскрылись почки – потеплела земля, весна вошла в полную силу; зацвела черемуха – жук и комар появились в лесу.)

2. Подберите синонимы к прилагательным: приятное, веселое (деревцо). В каком значении (прямом или переносном) употреблены слова?

3. Какие прилагательные-эпитеты использует автор для описания черемухи?

(Душистые (цветы), пышные (кисти).)

II вариант

1. Перечислите глаголы, характеризующие действия бобренка дома у охотника.

(Чистился, сушился, стал грызть, подгрыз, спрятался.)

2. Найдите в тексте наречия и подберите к ним антонимы.

– Орфографическая работа.

I вариант

Объясните орфограммы в словах: ручья, цветет, черемуха, улыбается, душистое, начинаешь, улыбаться, почки, забелеют, комар, сладкие, хороших, лакомятся.

II вариант

1. Объясните правописание слов грызть, стружки, ружье.

2. Объясните постановку знаков препинания в первом предложении. Какое оно по цели высказывания?

– Коллективное составление плана текста.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН К ТЕКСТУ “ЧЕРЕМУХА”

1. Веселое деревце.

2. Черемуха и народные приметы.

3. Любимое лакомство ребят.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН К ТЕКСТУ “БОБРЕНОК”

1. Половодье.

2. Потерпевший.

3. В избе у охотника.

4. Ночная работа гостя.

5. Скорей к реке.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить упражнение: [1] текст Г, с. 297; [2] 455.

VІ. ИТОГ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Понравился ли вам текст для изложения? Почему?




Речевая деятельность. Изложение текста художественного стиля, содержащего описание