Речевая деятельность. Общее представление об общении и речи, об адресате речи. Формы речи. Основные правила общения

УРОК № 4

Тема. Речевая деятельность*. Общее представление об общении и речи, об адресате речи. Формы речи. Основные правила общения

Цель: дать учащимся общее представление об общении, языке и речи, об адресате речи, формах речи; познакомить с правилами хорошей речи; развивать умение пользоваться языком как средством общения; воспитывать культуру речи.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают, что общение возможно при наличии адресата; осознают значение вежливости в общении, знают этикетные формулы и используют их, умеют проявлять

доброжелательность с помощью вербальных и невербальных средств.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Вопрос и задание учащимся.

Раскройте смысл пословиц и поговорок.

Слово – серебро, молчание – золото.

Язык мой – враг мой.

Мели, Емеля, твоя неделя.

Ласковым словом и камень растопишь.

– Как данные изречения связаны с темой сегодняшнего урока?

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

III.

ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Слово учителя.

Речь – великое чудо. Она дает людям возможность общаться и познавать окружающий мир. Общение же дает возможность вместе работать, обмениваться мыслями и опытом. Речь невозможна без языка, а язык – без речи.

Речь – это общение с помощью языковых средств.

Язык – система средств (слов, словосочетаний, предложений, текста), которые существуют для общения.

А знаете ли вы, как относились к языку в давние времена? Перенесемся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба – первого баснописца Эзопа.

– Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?

– Вот, мой господин. Это – язык!

– Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?

– Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первое слово ребенка: “мама”, “солнце”, “цветок”. Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.

– Ну хорошо! Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире.

– Вот она, мой господин!

– Снова язык?!

– Да. Язык – это самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам возможность говорить обязывает ко многому.

Чтобы общение приносило радость, нужно вырабатывать навыки общения. Важно проявлять внимание и уважение к тому, с кем вы говорите, кому пишете, то есть к адресату речи.

– Работа с учебником.

1. Прочитайте материал рубрики: [1] “Советуем запомнить!”, с. 18.

2. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 19.

3. Прочитайте текст: [1] “Трудная задача”, с. 16-17.

4. Ответьте на вопросы: [1] рубрика “Отвечайте”, с. 19.

– Работа с памяткой.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

1. Помните о цели общения. Оно должно быть полезным и приятным.

2. Будьте всегда вежливы, употребляйте контактные этикетные выражения, не забывайте называть собеседника по имени или имени и отчеству.

3. Не перебивайте собеседника.

4. Не говорите слишком много о себе.

5. Учитывайте возраст, характер, интересы адресата речи.

6. Помните: улыбка – важнейшее средство общения.

– Слово учителя с элементами беседы.

Мы можем проверить последнее правило из памятки прямо сейчас. Улыбнитесь. Сохраняйте это положение 30 сек.

– Что вы почувствовали? Опишите ваши впечатления.

– Работа с учебником.

Выполните упражнение: [1] 24. Учитывая знание правил общения, расширьте диалог, введя в него слова приветствия и прощания, реплики, которые подведут к ситуации общения; [2] 60.

(Учитель может провести эту работу в парах.)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Вопросы учащимся.

– Кто такой адресат речи?

– Почему улыбка – важнейшее средство общения?

– Как вы будете общаться в стране, языка которой вы не знаете?

– Каково преимущество языка перед другими средствами общения?

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить упражнение: [1] 22; [2] 56 (прочитать текст; устно ответить на вопрос, данный в заголовке).

VI. ИТОГ УРОКА

– Проблемный вопрос.

– К чему обязывает нас подаренная нам возможность говорить?

______________________________________________________

* Здесь и далее учитель также может воспользоваться пособиями: 1. Русская речь. 5 класс: Комплект по развитию речи. / Е. И. Быкова, Л. В. Давыдюк, Ж. А. Кошкина, В. И. Стативка.- Харьков: Веста. 2. Русский язык. 5-6 классы. Развитие ситуативной речи: Учебное пособие. / Н. Ф. Баландина, К. В. Дегтярева, Л. М. Корнева, Н. В. Котух, С. А. Лебеденко / Под ред. Н. Ф. Баландиной.- Харьков: Веста: Издательство “Ранок”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,50 out of 5)


Речевая деятельность. Общее представление об общении и речи, об адресате речи. Формы речи. Основные правила общения - Плани-конспекти уроків по російській мові


Речевая деятельность. Общее представление об общении и речи, об адресате речи. Формы речи. Основные правила общения