Речевая деятельность. Сочинение-описание местности по собственным наблюдениям

УРОК № 30

Тема. Речевая деятельность. Сочинение-описание местности по собственным наблюдениям

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания местности на основе собственных наблюдений; развивать письменную речь школьников, воспитывать у них любовь к родному городу.

Ожидаемые результаты: учащиеся составляют монологическое высказывание-описание по совместно разработанному плану; определяют тему и основную мысль текста; составляют высказывание, соблюдая логическую последовательность; ищут, анализируют и отбирают

необходимую информацию для сочинения; умеют использовать жизненный опыт.

Оборудование: виды Харькова, тексты.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Беседа с учащимися.

– Что такое описание местности?

– Как строится любое описание?

– Как строится повествование с элементами описания?

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Чтение учителем стихотворения

С. Погреб.

Суровый дом на Рымарской,

Где наш этаж – шестой.

Он был, как замок рыцарский,

Приметен высотой.

Мы жили в узкой комнате,

Но фонарем – окно.

До трещин в подоконнике

Запомнилось оно.

Там стол под скатерть прячется,

И я под ним сама.

Как плачется! Как плачется!

Намокла бахрома.

Впервые там – по Оводу

Река любви текла…

Пошла я к ней не по воду,

А за водой пошла.

Течет великая река.

Длиннее жизни. Сквозь века.

– Задания к тексту.

– Определите основную мысль стихотворения.

– Найдите описание дома на Рымарской.

– Выпишите неполные предложения и сделайте их синтаксический разбор.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Слово учителя.

Вы прослушали стихотворение харьковской поэтессы Сары Погреб и отметили, что оно дышит любовью к родному городу.

Описывая местность (и сегодня это будет улица детства или любимый уголок Харькова), важно помнить о передаче своего настроения, состояния, отношения к тому, о чем вы пишите.

Каждый город уникален, каждый хранит историческую память, в каждом городе – свой культурный ансамбль. Город учит нас, он воспитывает, приобщает нас к истории, к культурным ценностям. “Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное, это – любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей”. (Д. Лихачев)

– Работа над составлением плана сочинения.

Образец плана

1. История улицы – история города.

2. Описание любимой улицы:

А) местонахождение улицы;

Б) достопримечательности;

В) особенность этого уголка.

3. Чувства, вызываемые архитектурой улицы.

– Сбор материала для сочинения.

Подбор опорных слов и словосочетаний: архитектура, величественный, незабываемый, центральная часть, обширная площадь, озеленить, зеленые посадки, распланировать, тротуар, деревянный, каменный, устремленный ввысь, фасад, многоэтажные дома, палисад и др.

– Чтение учителем образцов сочинений.

(Образцы сочинений см. в Приложении к уроку № 30.)

– Написание сочинений.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Закончить сочинение.

2. Повторить теоретический материал, подготовиться к контрольной работе.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Слово учителя.

У каждого из вас свой Харьков, свои любимые места, свои воспоминания. Родной город с вами навсегда, даже если вы в нем не останетесь жить, но ведь “все мы родом из детства”. Пусть в каждом сердце навсегда останутся воспоминания о Харькове.

Как Первомай богат подарками!

Гремит оркестр под окном.

Ты помнишь Рымарскую в Харькове

И рядом с оперой – наш дом?

Мы знаем цену хлебной корочке,

Конфетке малой – “монпансье”.

Нам сшила мама гимнастерочки,

Подстригла ровно наши челочки,

И мы – нарядные, как все.

Поют впервые про кудрявую,

Про свежесть утра на реке

И что страна встает со славою,

А ты стоишь с флажком в руке.

Стоишь, малышка быстроглазая,

Я ж в старшие не подхожу:

Растяпа, все теряю сразу я

И ключик на шнурке ношу

На шее…

Коридор огромнейший.

Соседей не пересчитать.

Фонарь окна в столовой помнишь ты,

Где до звезды – рукой подать?

(С. Погреб)

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ № 30

УЛИЦА МОЕГО ДЕТСТВА

Улица моего детства – это Полтавский шлях, где сейчас живут мои бабушка и дедушка. Я приезжаю сюда на выходные, на каникулы, это моя самая любимая улица. Одна из главных в городе, она соединяет центр города с Холодной горой и Залютино. Возникла улица в конце XVII века как дорога на Полтаву и называлась Полтавкой. А после еще несколько раз менялось ее название: Екатеринославская, Свердлова, Полтавский шлях. Трудно представить, что когда-то дорога была замощена хворостом, а дома были укрыты соломой. А та часть улицы, где жила я (район станции метро), как, впрочем, и вся Холодная Гора, были за чертой города.

Мой дом – девятиэтажный, построенный из кирпича. В нем располагался магазин “Киевский”. Я часто выходила из магазина с игрушкой в руках, довольно улыбаясь. Рядом с домом – здание поликлиники для взрослых, а на другой стороне – детская поликлиника. Конечно, главная достопримечательность улицы – Свято-Озерянский храм, построенный в 1901 году по проекту архитектора С. П. Нелехина. А за ним находится школа № 18, где училась моя мама.

К сожалению, воздух на нашей улице сильно загрязнен, потому что по ней проезжает большое количество транспорта. Поэтому и мою маму, и меня водили гулять в парк “Юность”, который также находится на нашей улице. Когда-то там был чудесный детский городок. Сейчас, к сожалению, он находится в полуразрушенном состоянии. Мне очень хочется, чтобы там навели порядок.

Каждая улица, я думаю, связана с жизнью города, с жизнью страны. Моя семья любит вспоминать лето 1980 года, когда в Москве состоялась Олимпиада. Тогда через Харьков, и именно по нашей улице, несли олимпийский огонь. Наши окна выходят как раз на дорогу, поэтому к нам пришли друзья, знакомые, чтобы посмотреть, как будут нести олимпийский факел. Людей было очень много. Я, к сожалению, этого не видела, я тогда еще не родилась.

Я очень люблю улицу моего детства, потому что на ней всегда шумно, людно, кипит жизнь. Я люблю наблюдать, как меняется улица в течение дня: от первых солнечных лучей до зажженных фонарей. Я люблю ее и зимой, и летом, и весной, и осенью. Она такая разная, но всегда родная.

ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК ХАРЬКОВА

Я очень люблю центр нашего города, старую его часть. Нигде так близко мы не соприкасаемся с историей, как здесь. Если бы умели говорить не только люди, но и дома, как много они бы нам рассказали!

Мои бабушка и дедушка когда-то жили на улице Гоголя, дом № 6, потом переехали на Салтовку, но бабушка говорит, что душа ее осталась там, на улице Гоголя. Поэтому любит гулять со мной именно здесь.

Улица Гоголя получила свое название в 1909 году, когда праздновалось 100-летие со дня рождения писателя. А до этого она называлась Мало-Сумская. Возникла она во второй половине XVIII века. Украшение улицы – Собор Успения Пресвятой Девы Марии. Он построен в готическом стиле: стрельчатые порталы и окно, высокая колокольня с острым шпилем. Бабушка говорит, что когда храм закрыли, тут была база кинопроката. Здание возвратили верующим в 1990-х годах. И теперь Собор Успения Пресвятой Девы Марии – одна из жемчужин архитектурного ансамбля нашего города.

На улицу также выходит сценическая часть Харьковского государственного академического театра им. А. С. Пушкина. Рядом – новое здание гостиницы “Чичиков”. Знаменательно, что гостиницу назвали именем одного из героев Н. В. Гоголя.

К сожалению, некоторые дома на улице в плачевном состоянии и нуждаются в реставрации. Зато с обеих сторон к этой небольшой улице примыкают парковые зоны: сквер Театральной площади и сквер Победы. На Театральной площади, у входа, установлен памятник Н. Гоголю. Памятник был открыт в честь столетия со дня рождения писателя. В конце сквера – бронзовый бюст А. С. Пушкина, первый памятник великому русскому поэту в Украине. Мы любим гулять, как говорит бабушка, “от гения к гению”. Правда, мешает нам теперь непонятное здание, построенное на Сумской и совершенно не вписавшееся в ее ансамбль.

И все же я очень люблю этот уголок Харькова. Здесь не ощущается городской шум, здесь тишина и удивительное спокойствие. Тут можно погрузиться в атмосферу города и мечтать.




Речевая деятельность. Сочинение-описание местности по собственным наблюдениям