Речевая деятельность. Сжатое изложение

УРОК № 10

Тема. Речевая деятельность. Сжатое изложение*

Цель: формировать у школьников умение писать сжатое изложение текста публицистического стиля по плану; развивать у них умение выделять главное; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся понимают основное содержание текста, умеют пересказать его сжато, составляют план; определяют тему, основную мысль текста, дают ему заголовок, выражают свое отношение к прочитанному, прослушанному.

Оборудование: учебник; репродукции картин,

изображающих пейзаж; текст для изложения, толковый словарь.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Проверка домашнего задания.

– Беседа с учащимися.

– Какие типы речи вы знаете?

– Сколько стилей речи существует в русском языке?

– Охарактеризуйте публицистический стиль.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Почему вопрос охраны окружающей среды сегодня

стоит остро не только в нашей стране, но и во всем мире?

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Чтение текста учителем.

[1] – с. 44-45.

[2] – текст дан ниже.

ЗАЩИЩАЙТЕ ЛЕСА

Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести – триста, а то и меньше. Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает процесс дыхания в наслаждение.

Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки.

Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.

Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.

В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.

Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь около лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом городов, загораются в небе.

(По К. Паустовскому)

– Лексическая работа.

[1] – Пользуясь толковым словарем учебника, дайте толкование слова эликсир.

[2] – Пользуясь толковым словарем, дайте толкование слов исполинский, гарь, полог, конденсатор.

– Беседа с учащимися.

Учебник [1]

– Какова основная мысль текста? Тема?

– Какой заголовок вы могли бы предложить?

– Можно ли слова В. Маяковского, завершающие текст, поставить в качестве эпиграфа?

– Как вы понимаете смысл словосочетания эликсир смерти?

– К какому типу речи относится текст?

– Найдите в тексте тезис и аргументы.

– Что в данном тексте самое важное?

– Какая, по-вашему, информация основная, а какая – второстепенная?

– Назовите ключевые слова и словосочетания данного текста.

– Как вы относитесь к экономии воды? Необходимо ли это?

– С какой целью автор вводит прямое обращение к читателю?

Учебник [2]

– К какому типу и стилю речи относится текст?

– Что отражает заглавие текста: тему или основную мысль?

– Какова идея текста?

– Найдите тезис и аргументы.

– Зачем вводится прямое обращение к читателю?

– Подумайте, какую информацию можно опустить, а какую – передать обобщенно?

– Выделите префиксы в словах размывы, безотрадный, преграждает, бесплодный.

– Объясните правописание не в словах невежество, нерадивость, не знаю, не поднялась.

– Расставьте знаки препинания в предложении: Лес является конденсатором влаги росы тумана инея.

– Составление простого плана изложения.

Учебник [1]

Образец плана:

1. Эликсир смерти.

2. Страшные картины будущего.

3. Бездумное отношение к воде.

4. Берегите воду!

Учебник [2]

Образец плана:

1. Леса – исполинские лаборатории.

2. Лесной воздух – источник силы и бодрости.

3. Лес – наш помощник в борьбе за урожай.

4. Уничтожать лес – лишать землю плодородия.

5. Истреблять лес – вызывать заболевания земли.

6. “Великая сила жизни”.

– Устный пересказ текста.

– Повторное чтение текста учителем.

– Написание изложения.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Написать сочинение-миниатюру “Монолог только что срезанного цветка”.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Как вы думаете, что уже сегодня вы можете делать для охраны окружающей среды?

_____________________________________________________________________

* Здесь и далее можно воспользоваться пособием: Русский язык. Все виды изложений. 5-9 классы / Л. Д. Донина, Л. В. Новик.- Харьков: Издательство “Ранок”.




Речевая деятельность. Сжатое изложение