САМООЦЕНКА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

РАЗДЕЛ З ПСИХИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ

§12. САМООЦЕНКА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

В этом параграфе ты:

· вспомнишь, что такое самооценка;

· узнаешь, как формируется самооценка, как она влияет на поведение человека и его здоровье;

· будешь тренировать навыки постановки и достижения цели.

Самооценка

Однажды учительница принесла в класс шкатулку и сказала: “Заглянув в эту шкатулку, вы увидите своего лучшего друга”. Как ты думаешь, что в ней было? Книга, игрушка, фото президента?.. Нет, там лежало зеркальце. Поэтому,

заглянув внутрь, каждый увидел себя. “Любите и уважайте своего лучшего друга”, сказала учительница. Одна из учениц спросила: “Разве мы не должны уважать других, а только себя?” Учительница объяснила: “Искреннее уважение к другим людям всегда основывается на уважении к себе”.

Поиграйте с друзьями в игру “Кто я?”. Она поможет больше узнать друг о друге и увидеть, как в зеркале, свои сильные и слабые стороны.

– На листах бумаги запишите цифры от 1 до 5 и пять раз ответьте

на вопрос “Кто я?”. Учитывайте черты характера, свои интересы, умения. Например:

1. Я веселый.

2. Я люблю читать.

3. Я хорошо плаваю.

4. Я умею готовить.

5. Я не слишком силен в математике.

После этого прикрепите листы себе на грудь и начинайте ходить и читать, что написали о себе другие ученики.

Из чего состоит самооценка

Самооценка состоит из того, как мы оцениваем себя в различных ситуациях: в учебе, в спорте, в общении с друзьями. Например, мы можем считать себя хорошим спортсменом, но недостаточно умелым поваром.

В 5-м классе ты уже учился относиться к себе как к уникальной личности. Но этого недостаточно. Ведь уважение (даже к самому себе) нужно заслужить. Поэтому далее в этом параграфе ты узнаешь, как формируется твоя самооценка и как можно ее повысить.

Как формируется самооценка

Когда ты был маленьким, то в отношении к себе руководствовался мнением взрослых. Попробуй вспомнить: если тебя хвалили, ты считал себя хорошим, а если ругали – плохим.

Потом ты стал делать выводы самостоятельно, сравнивая себя с другими детьми, а также на основании собственного опыта – твоих успехов и неудач.

Различают самооценку завышенную, заниженную и адекватную. У того, кого незаслуженно захваливают, кому позволяют делать все, что в голову взбредет, может быть завышенная самооценка, он может беспочвенно считать себя лучшим, унижать других пренебрежительным отношением.

Другому, наоборот, уделяют мало внимания или относятся к нему слишком требовательно. Это может сформировать у него заниженную самооценку. А у того, кто уважает и реально оценивает себя, – адекватную самооценку.

– Прочитайте ситуацию. Обсудите, какая у мальчика самооценка – завышенная, заниженная или адекватная.

Шестиклассник Сережа недавно записался в бассейн. Тренер считает его талантливым, ведь мальчик уже выиграл соревнования. Сережа думает, что тренер ошибается насчет его способностей, а свою победу в соревнованиях считает случайной.

· Самооценка формируется на основе опыта – успехов и неудач.

· Она зависит и от того, как к тебе относятся другие люди.

Самооценка – это отношение человека к самому себе.

Как самооценка влияет на поведение и здоровье человека

Давно замечено: как человек относится к себе, так он и ведет себя. Самооценка влияет на то, что мы делаем и как мы это делаем. Вернемся к ситуации с Сережей. То, что он не верит в себя, может повлиять на его поведение. Он думает: “Для чего стараться, все равно у меня ничего не получится”. А если не тренироваться и настраиваться на провал, шансов на победу гораздо меньше. Так что из-за своей заниженной самооценки мальчик рискует разочароваться в себе и бросить спорт.

Знаешь ли ты, что…

· Дети, которые хорошо относятся к себе, чувствуют себя спокойнее, чем те, кто сосредоточен на своих недостатках и проблемах.

· Они знают себе цену и поэтому меньше переживают из-за критики и неудач.

· Они ставят перед собой реалистичную цель и обычно достигают ее.

· Такие дети ведут себя доброжелательно, лучше ладят со взрослыми и сверстниками.

· Подростки, которые адекватно оценивают себя, менее склонны к неоправданным рискам – курению, употреблению алкоголя, противоправным действиям.

Поиграйте в игру “Ты – молодец”. Станьте в круг. Каждый по очереди говорит то, что он научился делать, или о своем успехе, например: “Я недавно научилась ездить на велосипеде”. А все хором: “ТЫ – МОЛОДЕЦ!” и поднимают вверх большой палец.

Проект самосовершенствования

Поскольку самооценка зависит от успехов и неудач в важных для нас ситуациях, мы можем повысить ее, овладев жизненными навыками постановки и достижения цели. В 5-м классе вы уже учились ставить цели. Вспомни, удалось ли тебе осуществить задуманное?

Теперь у тебя есть возможность начать новый проект самосовершенствования. Он будет включать одну или несколько целей, которые ты выберешь для себя. Приведенные ниже советы помогут в выполнении проекта, над которым будешь работать в течение семестра или до конца учебного года.

Проект

1. На листе бумаги запиши то, что тебе нравится в себе, и то, что не нравится (рис. 24, а).

2. Выбери то, что хочешь в себе изменить полностью или частично.

3. Определи цель и составь план этапов ее достижения (рис. 24, б).

 САМООЦЕНКА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Рис. 24

Как выбрать цель

Выбери то, что хочешь в себе поменять в ближайшем будущем, а не вообще и когда-нибудь. Не ставь цель стать президентом Украины или олимпийским чемпионом – возможно, она достигаема, но слишком далека.

Выбери то, на что у тебя есть соответствующие ресурсы (способности, время, место, помощь взрослых). Не стоит стремиться к тому, что слишком дорого стоит или требует много времени.

Выбери то, чего можно достичь поэтапно. Ведь лучший способ двигаться вперед маленькими шагами, от одной победы к другой.

Выбери то, прогресс в чем можно измерить – оценками, килограммами, страницами.

Выбери то, чего на самом деле хочешь, что принесет тебе удовольствие и повысит самооценку.

Примеры целей

· Сбросить или набрать вес.

· Получить 10 баллов за семестр по английскому.

· Разучить несколько песен на гитаре.

· Прочесть объемную книгу.

На пути к своей цели

1. Настройся на успех. Поверь, что тебе это под силу. Для этого представь, как будет хорошо, когда достигнешь цели.

2. Подумай, от кого ты можешь получить совет и помощь. Обратись к ним.

3. Каждый день оценивай свои результаты.

4. Не бойся ошибок и неудач. Если у тебя что-то не получается, воспринимай это как возможность изменить свои планы и попробуй еще раз.

5. Поздравляй себя с каждым успехом. Воспринимай это как надлежащее вознаграждение за свой труд, терпение и силу воли. Человек, который не любит себя, склонен приуменьшать свои достижения, считать их случайными. Поэтому, как только подумаешь о себе плохо, вспомни то, что тебе удалось, за что тебя похвалили.

Итоги

Самооценка – это отношение человека к самому себе. Она формируется на основании собственного опыта – успехов и неудач, а также зависит от отношения к тебе других людей.

Способность реально оценивать себя и позитивно относиться к себе и своим жизненным перспективам очень важна для здоровья человека, его хороших отношений с окружающими и жизненного успеха.

Для повышения самоуважения начни проект самосовершенствования.




САМООЦЕНКА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА