Predmety


Склонение порядковых числительных. Развитие речи. Культура речи. “Дни, месяцы, годы, века”

УРОК № 57

Тема. Склонение порядковых числительных. Развитие речи. Культура речи. “Дни, месяцы, годы, века”

Цель: дать учащимся представление о склонении порядковых числительных, формировать навыки образования правильных падежных форм порядковых числительных и их употребления в речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Порядковые числительные образуются от количественных: три – третий, четыре – четвертый, двадцать – двадцатый и т. д.

Порядковые числительные первый, второй образовались не от количественных числительных один, два, а от других слов.

Порядковые числительные изменяются по числам, родам и падежам и согласуются с существительными, как прилагательные, например: пятый вагон – пятые вагоны; пятый вагон – пятая платформа – пятое здание; пятого вагона и т. д.

Склоняются порядковые числительные по образцу прилагательных. Числительное третий склоняется, как лисий; остальные порядковые числительные склоняются, как прилагательные твердой группы; первый, четвертый и т. д.- как новый; второй – как шерстяной.

В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

Сложные порядковые числительные, которые оканчиваются на – тысячный, – миллионный, – миллиардный, пишутся в одно слово, например: пятитысячный, трехмиллионный, восьмимиллиардный.

2. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.

Устно просклоняйте словосочетание с порядковым числительным и существительным.

Две тысячи седьмой год.

3. Чтение учебной статьи.

(Учебник, с. 277. Теория Б.)

ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа в группах.

Просклоняйте слова.

Третий, пятый, сорок восьмой; триста девяностый, две тысячи десятый (год); девяносто четвертый, двухтысячный.

2. Практическое упражнение.

Упр. 606.

3. Диктант с преобразованием.

Запишите предложения, цифры пишите словами.

1) А. С. Пушкин родился в 1799 году, а умер в 1837 году.

2) Н. В. Гоголь родился в 1809 году, а умер в 1852 году.

3) Л. Н. Толстой родился 9 сентября 1828 года, а умер 20 ноября 1910 года.

4. Творческий диктант.

Измените предложения по образцу и запишите их. Образец. Спектакли в театрах начинаются в 6 часов 30 минут вечера.- Спектакли в театрах начинаются в седьмом часу вечера.

1) Концерт передавался по радио в 11 часов 45 минут. 2) Передача о футбольном матче транслировалась по телевизору в 7 часов 30 минут вечера. 3) Первый дачный поезд отходит в 5 часов 15 минут утра. 4) Ребята собрались на спортивной площадке в 4 часа 45 минут дня.

5. Работа над правильным произношением.

Замените цифры числительными. Запишите, ставя числительные впереди существительных.

Образец. Доходы в 3 миллиона.- Трехмиллионные доходы.

1) Население в 125 тысяч. 2) Ребенок, которому 6 месяцев. 3) Перерыв продолжительностью в 10 минут. 4) Бидон вместимостью в 11 литров. 5) Поход, который продолжался 8 дней. 6) Шест длиной в 3 метра.

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста.

(Учебник, с. 278-279.)

2. Работа над ошибками.

Упр. 612.

3. Тренировочное упражнение.

Упр. 613.

Дополнительное задание: ответьте на вопрос: каким по счету является каждый день недели?

Понедельник – первый, вторник – …, и т. д.

– Какие числительные вы использовали в ответе?

4. Обучение умению писать объявления.

1) Изучение требований к правильному составлению объявления (упр. 614).

2) Редактирование объявления (упр. 615).

3) Обучение умению оформлять объявление.

4) Составление объявления (упр. 616).

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятия 52. Упр. 610, 611 (устно).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...