Слог. Развитие речи. Культура речи. “Что я люблю”

УРОК № 7

Тема. Слог. Развитие речи. Культура речи. “Что я люблю”

Цель: обучать делению слов на слоги, развивать навыки правильного переноса слов; прочитать текст “Что я люблю”, работать с ним.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица “Правила переноса слов”.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

(С опорой на украинский язык.)

1. Устная работа с текстом.

Прослушайте текст. Назовите слова, голосом разделенные на слоги.

(Эти слова заранее написаны на скрытой доске.)

Ты переплыл реку, а твой товарищ остался на том берегу. Ты кричишь ему: “Пе-тя! Плыви сю-да!” Или ты звонишь по телефону и, чтобы лучше расслышали твою фамилию, медленно и громко диктуешь: “Пу-зы-рев!”

В обоих случаях ты разделил слова на слоги. В обычной нашей речи слоги тесно сцеплены друг с другом, но вот возникает необходимость произнести слово или несколько слов громко и отчетливо, и тогда сцепление ослабевает, слово распадается на слоги, разделенные паузами.

(Из “Энциклопедического словаря юного филолога”)

2. Беседа с учащимися.

Сколько слогов может быть в слове?

Чем определяется количество слогов? – Определите, сколько слогов в словах дом, птицы, улицы.

IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя.

Слова делятся на слоги, например: ма-ши-на, а-ку-ла, пой-те. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков; например, в слове дом один гласный звук (о) и поэтому один слог; в слове птица два гласных звука (и, а) и поэтому два слога (пти-ца); в слове улица три гласных звука (у, и, а) и поэтому три слога (у-ли-ца).

2. Тренировочные упражнения.

1) Прочитайте текст, написанный на доске. Разделите на слоги слова рябинушка, раскудрявая, взошла.

Ты, рябинушка

Раскудрявая,

Ты когда взошла,

Когда выросла?

Я весной взошла,

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

(Русская народная песня)

2) Выборочный диктант.

Класс делится на три варианта. Первый вариант записывает односложные слова, второй – двусложные, третий – многосложные.

Чай, чайник, лиловый, внимательный, прийти, муравей, пианино, правильный, май, юный, район, каникулы, лимон, путешествовать, участвовать, присутствовать, подъезд, съел.

3. Беседа с учащимися.

(С опорой на украинский язык.)

– Вспомните известные вам правила переноса слов в украинском языке.

– Какие правила переноса слов в русском языке вы знаете?

– Существуют ли различия между правилами переноса слов в русском и украинском языках?

4. Работа с таблицей “Правила переноса слов в русском языке”. (Карточки с правилами переноса должны быть на каждой парте.)

Правила переноса слов

1. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не образующую слога.

Правильно:

Неправильно:

Ре-шать

Реша-ть

Ста-до

Ст-адо

Кон-верт

Конве-рт

2. Нельзя отрывать одну букву от слова, согласную от следующей за ней гласной. Нельзя переносить на другую строку буквы й, ъ, ь.

Правильно:

Неправильно:

Ар-мия

Арми-я

Паль-чик

Пальч-ик

Копей-ка

Копе-йка

Отъ-езд

От-ъезд

Обезь-яна

Обез-ьяна

3. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку двойные согласные.

Правильно:

Неправильно:

Пер-рон

Пе-ррон

Груп-па

Гру-ппа

Бас-сейн

Ба-ссейн

4. Нельзя отрывать одну букву от корня или приставки.

Правильно:

Неправильно:

За-писать

Про-гулка

Под-нести

Зап-исать

Прог-улка

По-днести

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Диктант с заданием.

– Запишите текст под диктовку, разделяя указанные слова черточкой для переноса. Подчеркните слова, которые нельзя перенести.

1) За весной, красой природы,

Лето знойное пройдет –

И туман, и непогоды

Осень поздняя несет.

2) Румяной зарею

Покрылся восток,

В селе за рекою

Потух огонек.

(А. Пушкин)

– Подсчитайте количество букв и звуков в словах поздняя, зарею.

2. Слуховой диктант.

– Определите на слух число слогов в словах. Что поможет вам проверить правильность ответа? Запишите два слова, разделяя их на слоги для переноса.

Далекий, елка, дарить, звонить, территория, маршрут, подъезд, рассмотреть, тенистый.

VI. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Работа с учебником.

Упр. 80.

2. Чтение опорных слов и выражений.

Упр. 81.

3. Выявление восприятия.

Упр. 84.

4. Беседа по материалу прочитанного.

Осуществляется на основе рубрики “Отвечайте”, с. 44.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VІІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить материал занятия 7 (теория А, Б).

2. Выполнить упр. 73, 76.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,50 out of 5)


Слог. Развитие речи. Культура речи. “Что я люблю” - Плани-конспекти уроків по російській мові


Слог. Развитие речи. Культура речи. “Что я люблю”