СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ

СЛОВО

УРОКИ 78 – 81 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ

403

Прочитай и отгадай загадку.

Тает снежок. Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ

– Какие слова в загадке называют действия?

404

Прочитай. Запиши по образцу

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых…

Михаил Исаковский

Образец. Ветер (что сделал?) вышел, …

Запомни!

Слова,

которые отвечают на вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что сделал? что будет делать?, обозначают действия предметов.

405

Рассмотри рисунки. Запиши слова с большой буквы в столбик. Рядом с каждым запиши слово, отвечающее на вопрос что делает? Поставь точку. Сделай вывод.

406

Прочитай

Черепаха, заяц, человек, лодка, автомобиль, поезд, самолет.

– Подбери к этим словам такие, которые отвечают на вопрос что делает? и наиболее точно передают движение. Запиши предложения,

подчеркни двумя линиями слова, обозначающие действия.

407

Прочитай слова. Найди среди них “лишнее”.

Считает, пишет, чтение, играет, рисует.

ДОБРЫЙ СОВЕТ

Говори правильно:

 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ

Что делать? – класть,

Что делаю? – кладу,

Что делал(-а)? – клал(-а),

Что делают? – кладут;

Что сделать? – положить,

Что сделаю? – положу,

Что сделал? – положил,

Что сделают? – положат.

408

Отгадай и запиши загадку. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия?

 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ

– Поставь вопросы от слова к слову. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия?

409

Прочитай.

За вершинами леса скрылось солнце. Заливаются в вечернем лесу дрозды. Громко воркует дикий голубь. Глухо турлычут в лужах лягушки. Просвистели крыльями над лесом дикие утки. Страшно ухнул и захохотал филин.

По Ивану Соколову-Микитову

– Запиши текст, строя предложения только из выделенных слов.

– Поставь вопросы от слова к слову.

410

Прочитай. Объясни орфограммы в выделенных словах.

Садись на камень под сосну.

Лесную слушай тишину.

Журчит, лепечет ручеек

О том, что путь далек, далек.

Упала шишка, скрипнул сук,

Жужжит, жужжит тяжелый жук.

Мария Познанская

– Какие слова в стихотворении передают лесные звуки? Выпиши эти слова, поставь к ним вопросы.

411

Рассмотри рисунок, составь по нему четыре-пять предложений о том, что можно увидеть в лесу Запиши их. Подчеркни слова, обозначающие действия.

 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ

412

Прочитай и спиши. К названиям действий подбери слова, близкие по значению.

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит…

Александр Блок

413

Прочитай. Каким стал котенок у маленькой хозяйки?

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко-тонко.

Я взяла его домой,

Накормила досыта.

Скоро стал котенок мой

Загляденье просто!

Елена Благинина

– Спиши стихотворение. Сколько в нем предложений? Подчеркни двумя линиями слова, которые обозначают действия.

414

Расскажи, что ты думаешь о девочке, которая приютила котенка (упр. 413). Выбери для своего рассказа слова, сочетания слов из материала “Для справок”.

Для справок. Защитить слабого, помочь бедному, пожалеть, проявить заботу, любовь, очень хорошая, сердечная, доброе сердце, брать пример.

415

Выбери и запиши по образцу названия всех действий воробья, собаки, лягушки.

Бегает, прыгает, сидит, чирикает, рычит, мяукает, клюет, летает, квакает, спит, лакает.

Образец. Ворона каркает, летает, клюет.

Говори правильно:

Хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут, беги, бегите; поиграю, поиграем.

416

Рассмотри картину А. Каневского “Дети и кораблик”, которую художник написал давно, когда были детьми твои бабушки и дедушки.

 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ

А. Каневский. “Дети и кораблик”

– Покажи эту картину старшим в семье и расспроси их: пускали ли они свои кораблики по весенним ручьям?

417

Рассмотри внимательно картину А. Каневского “Дети и кораблик”. Подумай, почему у нее такое название. Ответь на вопросы.

1. Какое время года изобразил художник? 2. Как художник сумел показать, что день солнечный? 3. Кого ты видишь на картине? 4. Чем заняты дети? 5. Как ты думаешь, что могли делать ребята лопаткой и прутьями до того, как пустили кораблик в плаванье? 6. Тебе приходилось пускать кораблики на воду?

418

Расскажи о том, что ты видишь на картине, выбрав из списка нужные для твоего рассказа сочетания слов.

Солнечный день, последний снег, первые ручьи, маленький кораблик, белые паруса, синие тени от деревьев, прочистили путь ручейку, подгоняет прутиком.

419

Составь рассказ о своем друге по данному плану.

1. Как зовут твоего друга?

2. За что ты его уважаешь?

3. Как другие ребята относятся к нему?

– Выбери для заключения пословицу и запиши рассказ.

1. От хорошего примера сам лучше становишься. 2. Настоящий друг равен брату.




СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ