6. СЛОВО
СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ. СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ
12
1. Прочитай отрывки из стихотворения О. Емельяновой. Ответь на вопросы.
Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки –
Он гоняет их метлой.
Вася – добрый, Жора – злой!
Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
“Чистым здесь зеленый свет!
Остальным дороги нет!”
– Выделенные слова близкие или противоположные по значению? Кто тебе больше нравится – Вася или Жора? Какие слова называют их противоположные черты
2. Спиши второй отрывок из стихотворения. Назови восклицательные предложения.
Существуют еще две группы слов: слова, противоположные по значению, и слова, близкие по значению.
Слова, противоположные по значению (слова-противники), это, например, такие: горячий – холодный, высоко – низко, день – ночь.
13
1. Прочитай слова. Собери пары противоположных по значению слов и запиши их.
Светлый | Жарко |
Легко | Медленный |
Быстрый | Добрый |
Мокрый | Грустно |
Весело | Тяжело |
Холодно | Темный |
Злой | Сухой |
2.
Слова, близкие по значению (слова-друзья), обозначают почти одно и то же. Они заменяют друг друга в тексте, чтобы не было повторов. Например: бежать, нестись, лететь; ребята, дети, ученики.
14
Прочитай слова. Продолжи ряды словами из справки, близкими по значению.
Здание – … , замечательный – … , мокрый – … , говорить – ….
Справка. Великолепный, сооружение, превосходный, чудесный, сообщать, постройка, сырой, заявлять, дом, строение, влажный.
15
1. Прочитай предложения. Какие слова встречаются в предложениях: близкие или противоположные по значению?
Гости! Лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте…
Горбунок-конек встряхнулся,
Встал на лапки, встрепенулся.
П. Ершов
Задана тебе служба трудная, работа нелегкая.
2. К какой группе можно отнести выделенные слова?
3. Какую сказку легко узнать? Расскажи ее.
16
1. Прочитай текст. Найди во втором абзаце слова, близкие по значению.
“Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и все тут”.
Собрались старые зайцы, сбежались зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят. Очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.
Засмеялись молодые зайчата, засмеялись добрые старушки-зайчихи, засмеялись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!
По Д. Мамину-Сибиряку
2. Исправь третий абзац текста: найди повторы, замени их словами из справки. Спиши исправленный текст.
Справка. Хихикнули, улыбнулись.
Расскажи, что ты знаешь о группах слов, используя слова-помощники. Приведи свои примеры.
Слова-помощники: тематические группы слов; слова, одинаковые по написанию, но разные по значению; слова, противоположные по значению; слова, близкие по значению.
1. Прочитай слова и подбери к ним противоположные по значению.
Большой – … , высокий – … , взять – … , медленно – … , вверх – … , вбежать – … , веселый – … , говорить – … .
2. Запиши пары противоположных слов.
3. На какие вопросы они отвечают? Найди и подчеркни слова-действия.