Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему

64. Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему

499. Послушайте текст, который прочитает учитель. Определите тему текста.

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Север России – заповедный удивительный край. Неповторима его природа, неповторимое своеобразие присуще и древнему северному зодчеству, которое неотделимо от сурового пейзажа этих мест.

Природа, богатая красками на юге, с продвижением на север постепенно теряет яркие, насыщенные тона; для севера она сохранила

скупой набор красок, но подобно гениальному художнику с безукоризненным мастерством, природа, отбросив все лишнее, отобрала из богатейшей палитры цветов лишь самые совершенные.

Неяркие и прозрачные, незаметно переходящие одна в другую, пастельные краски северного неба сочетаются с удивительно нежным, чуть приглушенным далью колоритом необозримых просторов тайги и бесчисленных голубых озер, безбрежной гладью Белого моря.

В Белом море много островов, но наиболее известны среди них Соловецкие

острова. Известны, прежде всего, монастырем-крепостью, величественные каменные строения которого возведены в XVI столетии.

Порой, когда теплоход в легком утреннем тумане плывет по Белому морю, великолепная архитектурная старина Соловецких островов возникает подобно видению: море и небо в раннее утро часто неразличимы, сливаются по цвету в нежных перламутрово-серебристых тонах дымки и неведомо как, словно чудом повисший между небом и землей, виднеется сказочный город-крепость. Лишь вблизи различается реальность всего этого: зелень лесов, изумрудное зеркало морской воды, благородный серый цвет стен и башен монастыря, его древние храмы.

 Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему

Соловецкий монастырь

Особенно красив ансамбль монастыря в белые ночи северной весны, когда день незаметно переходит в непривычно светлую ночь без теней, с призрачным светом ушедшего ненадолго за горизонт солнца. Все вокруг заливается этим волшебным светом, открывающим иные, новые краски пейзажа и древней архитектуры. Можно долго глядеть на это богатство красоты, которую заповедно сохранила здесь природа, а человек приумножил ее творением своих рук.

Архипелаг1 Соловецких островов отличается редким своеобразием климата и удивительными природными особенностями: несмотря на близость полярного круга, здесь зимой не бывает сильных морозов, и острова покрыты густыми смешанными лесами, характерными для средней климатической полосы. Богат животный мир островов; надолго запоминаются крикливые соловецкие чайки, весной и летом они целыми днями оглашают окрестности своим характерным криком. Множество озер (свыше 4000) с чистой и прохладной водой, дополняют живописный, необычайный для Крайнего Севера ландшафт островов архипелага.

1 Архипелаг – группа морских островов.

 Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему

Храмы Соловецкого монастыря

Соловецкий монастырь был не только важной оборонительной крепостью, крупным религиозным центром России. Он сыграл большую роль и в хозяйственном освоении Беломорья. Здесь ловили рыбу и добывали морского зверя, варили соль, производили слюду, железо…

А кроме того, Соловецкий монастырь во всю свою историю был местом ссылки. В Советское время там находился один из самых больших лагерей для заключенных. Среди них было много так называемых политических, диссидентов – людей, которых осудили за несогласие с официальной политикой Советского государства. Это были представители разных национальностей, в том числе – украинцы. Эти люди теперь реабилитированы (оправданы), хотя большинство из них – посмертно.

Храмы на Соловецких островах, в Советское время превращенные в хозяйственные постройки, снова возвращены верующим. И колокольный звон церквей, как и сотни лет назад, возвещает людям о том, что жизнь продолжается.

По Петру Телътевскому

Рассмотрите фотографии. Что именно произвело на вас наибольшее впечатление?

500. Просмотрите текст (упр. 499), разделите его на части, определите тему каждой из них, озаглавьте эти части. Заголовки частей запишите в виде плана.

501. Выберите одну из частей текста (упр. 499) и напишите небольшое высказывание. Самостоятельно определите его

Характер: это будет пересказ (“простой” или с выражением собственного мнения, отношения к сказанному), или сочинение на тему, связанную с содержанием текста, или вопросы, возникшие по ходу чтения и работы над текстом, или размышление об иллюстрациях.

502. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите эти слова в тексте (упр. 499), а также в списке для запоминания; проверьте написанное.

Зап..ведный, своеобразие, п..йзажа, п..добно, пр..зрач(?)ные, соч..тают(?)ся, т..перь, сне(г, к), пес(?)ня, извес(?)ны, тепл..хо(д, т), неразл..чимы, ре(д, т)ким, возв..щ..ет, наиболее, пост..пе(н, нн)о, уд..вител(?)ный, т..ряет.

Наибо́лее

Тепе́рь




Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему