Слушаем: представляем описанное в произведении. Читаем молча: делим текст на части по содержанию. Говорим: пересказываем текст, употребляя слова, обозначающие эмоциональную оценку событий

23. Слушаем: представляем описанное в произведении. Читаем молча: делим текст на части по содержанию. Говорим: пересказываем текст, употребляя слова, обозначающие эмоциональную оценку событий.

183. Послушайте отрывок из повести Николая Гоголя “Майская ночь, или Утопленница”. Мысленно разделите отрывок на части.

Величественно и мрачно чернел кленовый лес, стоявший лицом к месяцу. Неподвижный пруд подул свежестью на усталого пешехода и заставил его отдохнуть на берегу.

Принуждать

Хозя́ин

Ще́дрость

 Слушаем: представляем описанное в произведении. Читаем молча: делим текст на части по содержанию. Говорим: пересказываем текст, употребляя слова, обозначающие эмоциональную оценку событий

class=""/>

Витольд Прушковский. Русалки

Все было тихо; в глубокой чаще леса слышались только раскаты соловья.

Непреодолимый сон быстро стал смыкать Левко зеницы1, усталые руки и ноги его готовы были забыться2 и онеметь; голова клонилась… “Нет, эдак я засну еще здесь!” – говорил он, подымаясь на ноги и протирая глаза. Оглянулся: ночь казалась перед ним еще блистательнее. Какое-то странное, упоительное сияние примешалось к блеску месяца. Никогда еще не случалось ему видеть подобного.

Серебряный туман пал на окрестность. Запах от цветущих яблонь и ночных цветов лился по всей земле. С изумлением

глядел он в неподвижные воды пруда: старинный господский дом, опрокинувшись вниз, виден был в нем чист и в каком-то ясном величии. Вместо мрачных ставней глядели веселые стеклянные окна и двери. Сквозь чистые стекла мелькала позолота. И вот почудилось, будто окно отворилось. Притаивши дух, не дрогнув и не спуская глаз с пруда, он, казалось, переселился в глубину его и видит: наперед белый локоть выставился в окно, потом выглянула приветливая головка с блестящими очами, тихо светившими сквозь темно-русые волны волос, и оперлась на локоть. И видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается… Сердце его разом забилось… Вода задрожала, и окно закрылось снова.

Тихо отошел он от пруда и взглянул на дом: мрачные ставни были открыты; стекла сияли при месяце.

“Вот как мало нужно полагаться на людские толки, – подумал он про себя. – Дом новехонький; краски живы, как будто сегодня он выкрашен. Тут живет кто-нибудь”, – и молча подошел он ближе, но все было в нем тихо.

1 Зеницы, (устар.)- глаза, зрачки.

2 Забыться – перестать управлять своим поведением; з десь – перестать шевелиться, двигаться.

 Слушаем: представляем описанное в произведении. Читаем молча: делим текст на части по содержанию. Говорим: пересказываем текст, употребляя слова, обозначающие эмоциональную оценку событий

Иван Крамской. Русалки. Фрагмент

Сильно и звучно перекликались блистательные песни Соловьев, и когда они, казалось, умирали в томлении и неге, слышался шелест и трещание кузнечиков или гудение болотной птицы, ударявшей скользким носом своим в черное водное зеркало. Какую-то сладкую тишину и раздолье ощутил Левко в своем сердце. Настроив бандуру, заиграл он и запел:

Ой ти, місяцю, мій місяченьку!

І ти, зоре ясна!

Ой, світіть там по подвір’ї,

Де дівчина красна.

Окно тихо отворилось, и та же самая головка, которой отражение видел он в пруде, выглянула, внимательно прислушиваясь к песне.

Длинные ресницы ее были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца; но как чудна, как прекрасна! Она засмеялась…

Левко вздрогнул.

– Спой мне, молодой козак, какую-нибудь песню! – тихо молвила она, бессильно наклонив свою голову набок и опустив совсем густые ресницы.

– Какую же тебе песню спеть, моя ясная панночка? Слезы тихо покатились по бледному лицу ее.

– Парубок, – говорила она, и что-то неизъяснимо трогательное слышалось в ее речи. – Парубок, найди мне мою мачеху! Я ничего не пожалею для тебя. Я награжу тебя. Я тебя щедро и роскошно награжу! У меня есть зарукавья1, шитые шелком, кораллы, ожерелья. Я подарю тебе пояс, унизанный жемчугом. У меня золото есть… Парубок, найди мне мою мачеху! Она страшная ведьма: мне не было от нее покою на белом свете. Она мучила меня, заставляла работать, как простую мужичку.

1 Зарукавья – расшитые, украшенные драгоценностями нарукавники в старинных платьях.

 Слушаем: представляем описанное в произведении. Читаем молча: делим текст на части по содержанию. Говорим: пересказываем текст, употребляя слова, обозначающие эмоциональную оценку событий

Иван Крамской. Панночка

Посмотри на лицо: она вывела румянец своими нечистыми чарами с щек моих. Погляди на белые ноги мои: они много ходили; не по коврам только, по песку горячему, по земле сырой, по колючему терновнику они ходили; а на очи мои, посмотри на очи: они не глядят от слез… Найди ее, парубок, найди мне мою мачеху!..

Голос ее, который вдруг было возвысился, остановился. Ручьи слез покатились по бледному лицу. Какое-то тяжелое, полное жалости и грусти чувство сперлось1 в груди парубка.

– Я готов на все для тебя, моя панночка! – сказал он в сердечном волнении, – но как мне, где ее найти?

– Посмотри, посмотри! – быстро говорила она, – она здесь! она на берегу играет в хороводе между моими девушками и греется на месяце2. По она лукава и хитра. Она приняла на себя вид утопленницы; но я знаю, но я слышу, что она здесь. Мне тяжело, мне душно от ней. Я не могу чрез нее плавать легко и вольно, как рыба. Я тону и падаю на дно, как ключ. Отыщи ее, парубок!

Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты8 блистали на их шеях; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце.

По Николаю Гоголю

Рассмотрите рисунок Ивана Крамского, замечательного русского портретиста. Такой ли вы представляете себе панночку? Сопоставьте текст и рисунок.

184. Перескажите текст (упр. 183) по частям. Начинайте каждую часть с определения ее темы: “В этой (следующей) части говорится о том, … “.

1 Сперлось (устар.) – собралось, появилось.

2 На месяце – здесь: под луной.

3 Монисто – ожерелье из бус, монет или разноцветных камней.

185. Перечитайте первые три абзаца текста (упр. 183) и найдите в них слова, которые создают у читателя определенное настроение. Какое это настроение?

Прочитайте выразительно небольшой отрывок, в котором есть одно-два из этих слов. Объясните, что привносят эти слова в описываемую картину.

Спишите предложение, которое вам особенно понравилось.

186. Спишите, обозначьте части слов, объясните, как образованы производные слова, каково значение каждого слова.

Глянуть – вз + глянуть

Сила – сил(ь) + н + ый – бес + сильный

Мрак – мрак/ч + н + ый – мрачн + ость

Найдите в отрывке из “Майской ночи” (упр. 183) предложения с этими словами, выпишите словосочетания с ними. В роли главного или зависимого слова выступают эти слова в словосочетании?

187. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите слова в материалах этого и предыдущего уроков; сверьте написанное.

Ч..рный, н..ч(?)ного, по..вление, бе(с, сс)ильный, щедр..сть, не..ж..данно, т..желые, п..ка, с..всем, пр..дставить, кам..нь, взгл..нуть, нагр..ждать, прин..ла, нес..астье.

Бессильный

Взгляну́ть

188. Прочитайте стихотворение Александра Блока, представьте описанную картину (пейзаж, цвета, звуки, запахи). Утро или вечер описал поэт? Какие слова, выражения говорят об этом?

Еще бледные зори на небе,

Далеко запевает петух.

На полях в созревающем хлебе

Червячок засветил и потух.

Потемнели ольховые ветки,

За рекой огонек замигал.

Сквозь туман чародейный и редкий

Невидимкой табун проскакал…

Александр Блок

Что обозначает сложное слово чародейный? Почему поэт назвал туман чародейным? Выучите стихотворение А. Блока наизусть, запишите по памяти, проверьте написанное.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2,50 out of 5)


Слушаем: представляем описанное в произведении. Читаем молча: делим текст на части по содержанию. Говорим: пересказываем текст, употребляя слова, обозначающие эмоциональную оценку событий - Російська мова


Слушаем: представляем описанное в произведении. Читаем молча: делим текст на части по содержанию. Говорим: пересказываем текст, употребляя слова, обозначающие эмоциональную оценку событий