Слушаем: сопоставляем содержание текста с рисунком. Говорим: составляем диалог по описанной ситуации

57. Слушаем: сопоставляем содержание текста с рисунком. Говорим: составляем диалог по описанной ситуации

453. Послушайте рассказ Бориса Житкова, который прочитает учитель. Рассмотрите рисунок.

ГАЛКА

“У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала.

Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на умывальник и намылила лицо душистым мылом. А когда она мыло сполоснула, – поглядела: где колечко? А колечка нет.

Она крикнула брату:

– Отдай колечко,

не дразни! Зачем взял?

Сестра поссорилась с ним и заплакала. Бабушка услыхала.

Держал

По-пре́жнему

 Слушаем: сопоставляем содержание текста с рисунком. Говорим: составляем диалог по описанной ситуации

– Что у вас тут? – говорит. – Давайте мне очки, сейчас я это кольцо найду.

Бросились искать очки – нет очков.

– Только что на стол их положила, – плачет бабушка. – Куда им деться? Как я теперь в иголку нитку вдену?

И закричала на мальчика:

– Твои это дела! Зачем бабушку дразнишь?

Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит, а над крышей

галка летает и что-то у нее под клювом блестит. Пригляделся – да это очки! Спрятался мальчик за дерево и стал глядеть. А галка села на крышу, огляделась, не видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать. Вышла бабушка на крыльцо, говорит мальчику:

– Говори, где мои очки!

– На крыше! – сказал мальчик.

Удивилась бабушка. А мальчик полез на крышу и вытащил из щели бабушкины очки. Потом вытащил оттуда и колечко. А потом достал стеклышек, а потом разных денежек много штук.

Обрадовалась бабушка очкам, а сестра колечку и сказала брату:

– Ты меня прости, я ведь на тебя подумала, а это галка-воровка.

И помирились с братом. А бабушка сказала:

– Это все они, галки да сороки. Что блестит, все тащат.

Борис Житков

Какие картины вы представили, слушая рассказ? Какой эпизод изображен на рисунке?

Какой эпизод, по-вашему, главный в рассказе? Устно опишите его – расскажите, кто в нем участвует, где происходит это событие, что делают герои произведения.

454. Вам уже известно, что согласные звуки, обозначенные буквами ж, ш, ц, в русском языке только твердые и произносятся всегда одинаково, даже переди, е, е. Просмотрите текст упр. 453, найдите в нем слова с согласными, обозначенными буквами ж, ш, ц. Запишите слова, прочитайте их вслух.

455. Составьте по схемам слова, запишите их.

 Слушаем: сопоставляем содержание текста с рисунком. Говорим: составляем диалог по описанной ситуации

Со словами первой группы составьте и запишите сочетания, используя слова улица, здание, дорога, дерево.

456. Прочитайте и продолжите так, чтобы получились сложные предложения. Запишите, подчеркни главные члены. Правильно прочитайте сложные предложения, передайте голосом отношения, которые существуют между его частями.

1. Мальчик обиделся на бабушку и сестру, потому что… . 2. Над крышей летала галка, у которой 3. Через минуту он был на крыше, чтобы…. 4. Мальчик отдал сестре и бабушке найденные вещи, и… . 5. Девочка извинилась перед братом за незаслуженные в его адрес упреки, а… .

457. Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? В какой ситуации они могли бы быть использованы? Запишите пословицы, в которых есть слова с твердыми согласными [ж], [ш]; подчеркните буквы, обозначающие эти звуки.

1. Всякая ссора красна мировою. 2. Где лад, там и клад. 3. Мир лучше ссоры. 4. Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит. 5. Согласному стаду и волк не страшен.

458. Были ли в вашей жизни ситуации, когда у вас что-нибудь пропадало и это чуть не приводило к ссоре с близкими или друзьями?

Поработайте в парах. Расскажите друг другу, как \ вы выходили из этого неприятного положения; обсудите, какой бы мог состояться разговор между собеседниками, какие слова и выражения лучше использовать, чтобы избежать ссоры, уладить конфликт, обратить его в шутку. Среди них могут быть такие: вспомни, пожалуйста; может, кто-нибудь видел; помоги мне; куда все-таки могла деться; не могла же она и др.

Разыграйте диалог перед классом.

459. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Найдите эти слова в упражнениях данного урока и в списке для запоминания; проверьте написанное.

Полож..ла, погл..дела, д..стать, уд..вилась, пом..рились, бл..стит, согласиться, меб.. ль, вол. .сы, ч. .сы, изв..нилась, спол..снула, ж..вой, закрич..ла, пост..пенно, сп..ш..ть, пол..тенц.., скор.., бесп..койно, изр..дка, использ..вать, употр..блять, мног.., прост.., издавн.., тащ..т, ..ттуда.

Достать

Отту́да

460. Прочитайте, отгадайте, объясните загадки. Спишите их, вставляя пропущенные буквы. Прочитайте, следя за правильным произношением твердых согласных [ж], [ш], [ц].

1. На ш..стке дворец, во дворц.. певец. 2. Ж..лтая хозяюшка из леса пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла.




Слушаем: сопоставляем содержание текста с рисунком. Говорим: составляем диалог по описанной ситуации