Смысловое деление предложения в устной речи. Слушаем: определяем тему и основную мысль текста

58. Смысловое деление предложения в устной речи. Слушаем: определяем тему и основную мысль текста

461. Прочитайте текст.

При чтении очень важно делать паузы (небольшие остановки в звучащей речи) в нужных местах предложения. Остановки делаются по-разному. Если один человек читает быстро, то и остановок он делает меньше. У другого, наоборот, чтение медленное, поэтому и остановок у него больше.

Обычно о необходимости сделать паузу нам напоминают знаки препинания. Но не всегда место остановки совпадает со знаком препинания. Пауза иногда

нужна там, где знака препинания нет. Вот как в данных предложениях:

У меня появилось / новое знакомство, / и я каждый раз / с нетерпением / ждал встречи / с моими друзьями. / По вечерам / я заходил в сад, / наполнял карманы яблоками, / которые мог рвать / без запрета, / и отправлялся / к старой часовне, / где жили / брат с сестрой.

Обратите внимание, что в этих предложениях вертикальные черточки (это знак паузы) в отдельных случаях не совпадают со знаками препинания.

Прочитайте данные в тексте предложения по

разметке. Вы можете сделать паузы и по-своему, но имейте в виду, что остановки недопустимы после слов новое, моими, старой.

462. Послушайте текст, который прочитает учитель.

ЧУДЕСНАЯ КУКЛА

Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения1 с целью занять ее она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время. Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне.

1 Ухищрение – ловкий, хитрый, изобретательный прием для достижения чего-нибудь.

 Смысловое деление предложения в устной речи. Слушаем: определяем тему и основную мысль текста

Екатерина Володькина. Иллюстрация к рассказу Владимира Короленко “Дети подземелья”

У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную, больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками.

Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо:Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по – прежнему шлепая по полу слабыми ногами.

Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут. Дня через два старушка няня заметила пропажу и стала соваться по углам, везде разыскивая куклу. Соня старалась унять1 ее, но своими наивными2 уверениями, что ей кукла не нужна, что кукла ушла гулять и скоро вернется, только возбуждала подозрение, что тут не простая пропажа.

Отец ничего еще не знал; однако в тот же день он остановил меня на пути к садовой калитке и велел остаться дома. На следующий день повторилось то же, и только через четыре дня я встал рано утром и махнул через забор, пока отец еще спал.

На горе дела были плохи. Маруся опять слегла, и ей стало еще хуже; лицо ее горело странным румянцем, белокурые волосы раскидались по подушке; она никого не узнавала. Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами.

1 Унять – успокоить, усмирить.

2 Наивный – простодушный, неопытный, неосведломленный.

Я сообщил Валеку свои опасения, и мы решили, что куклу необходимо унести обратно, тем более что Маруся этого и не заметит. Но мы ошиблись! Как только я вынул куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как будто не видя меня, не сознавая, что с ней происходит, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место. Девочка улыбнулась, прижала куклу к себе и успокоилась. Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости ее недолгой жизни.

По Владимиру Короленко

Для чего мальчик попросил у своей сестры куклу?

Как подействовала эта нарядная игрушка на больную девочку?

Почему мальчик должен был возвратить сестре куклу? Забрал ли он ее у Маруси? Почему?

Что поразило вас в рассказе больше всего? Какая картина представилась? Какова, по-вашему, основная мысль текста?

463. Поработайте в парах. Спишите 2 последних предложения текста (упр. 462), отметьте черточками места возможных пауз. Прочитайте выразительно по разметке, оцените чтение друг друга. Скажите, что надо улучшить.

464. Найдите во втором предложении текста (упр. 462) слово она. Вместо какого слова из предыдущего предложения оно употреблено? С какой целью?

465. Прочитайте. Объясните, почему данные слова разделены на такие группы.

Верну́ться

Остановить

Короткое

Девочку

Блестящими

Вдруг

Головой

Злополучная

Потемневшими

Отозвав

Подарок

Дочку

Смеялась

Через

Остановить

Вернуться

Найдите некоторые из этих слов в тексте (упр. 462), выпишите сочетания слов с ними.

466. Прочитайте и спишите пословицы. Какая из них, по – вашему, соответствует основной мысли текста (упр. 462)?

1. Дружбу водить – себя не щадить. 2. Знал дружка в радости, не оставляй в горести. 3. Кто дружбу водит, тот счастье находит. 4. Дружба заботой да подмогой крепка.

467. Прочитайте стихотворение Андрея Дементьева. О какой особенности дружбы говорится в нем? Согласны ли вы с мнением автора? Можете ли подтвердить примерами из собственной жизни?

Друг познается в удаче

Также порой, как в беде.

Если он душу не прячет,

Чувства не держит в узде.

Друг познается в удаче.

Если удача твоя

Друга не радует, – значит,

Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть

Разум затмила его,

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Он не простит… Но иначе

Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче

Больше порой, чем в беде.

Андрей Деменьтьев

Выберите 2 строфы стихотворения и отметьте в предложениях черточками места возможных пауз. Подготовьтесь прочитать выразительно по разметке данный отрывок в классе.




Смысловое деление предложения в устной речи. Слушаем: определяем тему и основную мысль текста