СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА

Урок 63. СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА

Развиваем умение высказывать собственное мнение по поводу прочитанного текста

397. Прочитай скороговорку, постепенно ускоряя темп чтения. Произнеси ее с интонацией: 1) пояснения того, что произошло; 2) пояснения того, с кем это произошло.

Галка села на палку, палка ударила галку.

398. Прочитай. Что значит высказать собственное мнение?

В любом художественном произведении автор высказывает свое отношение к тому, о чем он пишет. Когда вы читаете или слушаете книгу, у вас складывается

собственное мнение об описываемых событиях, то есть личное отношение к прочитанному или прослушанному. Свои суждения нужно уметь высказывать.

Высказать собственное мнение (укр. власну думку) – значит выразить свое отношение к тем событиям, поступкам, о которых идет речь в тексте.

Прежде чем высказаться, нужно проанализировать (разобрать) содержание текста, выяснить, о ком (о чем) рассказывается, что хотел сказать автор. Ваша оценка может совпадать с авторской, а может и отличаться от

нее.

Выражая собственное мнение, следует опираться на примеры из текста. При этом нужно учитывать принятые в обществе правила поведения.

Что нужно сделать, прежде чем высказать собственное мнение по поводу прочитанного?

Как нужно выражать собственное мнение по поводу прочитанного или прослушанного текста?

399. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль.

…Выло время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далекой стране живет старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это.

 СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА

Аисту не терпелось стать первым в мире музыкантом. Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

– Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!

Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел Аиста за порог, постучал в дверь и сказал:

– Надо делать вот так.

– Все ясно! – обрадовался Аист. – Это и есть музыка? – И улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.

Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил Соловья всему, что знал сам.

С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом.

А Аист умеет только стучать клювом.

В. Берестов

· Почему мудрец не стал учить Аиста музыке? Найди в тексте и зачитай предложение – ответ на этот вопрос.

· Найди и зачитай отрывок, в котором автор объясняет, почему Аист очень спешил. О какой черте характера Аиста это свидетельствует?

· Прочитай отрывок, в котором рассказывается о поведении Аиста у мудреца. Перечисли, какие ошибки совершил этот персонаж.

· Как говорят о тех, кто ведет себя так, как Аист?

· Ставил ли Соловей перед собой задачу стать лучшим в мире певцом?

Прочитай в тексте, как вел себя Соловей. Выпиши ключевые слова этого отрывка.

 СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА

Соловей – лучший певец среди пернатых

Сделай вывод, закончи предложение: Если хочешь, чтобы тебе помогли, то…

Выбери из предложенных три самых важных слова, которые нужны для достижения поставленной цели: старание, самолюбие, терпение, настойчивость, трудолюбив, упорство.

· Что хочет сказать автор рассказа своим читателям?

· Согласен ли ты с его мнением?

400. Ознакомься с памяткой. Обсуди каждый пункт с учителем.

Памятка “Как высказывать собственное мнение по поводу прочитанного текста”

1. Проанализируй содержание повествования.

2. Продумай свое отношение к прочитанному (прослушанному) тексту. Подбери примеры из рассказа.

3. Изложи главную мысль в предложении-утверждении.

4. Поясни свое мнение с помощью примеров из текста.

5. Сделай выводы.

401. Выскажи мнение о прочитанном тексте из упр. 399 с опорой на памятку (упр. 400) и справку.

С п р а в к а. Прочитав рассказ В. Берестова “Аист и Соловей”, я пришел к выводу, что… Так поспешность Аиста сыграла с ним злую шутку… Соловей, в отличив от аиста… Автор учит нас… Рассказ заставляет задуматься… На примерах Аиста и Соловья мы понимаем…

402. Послушайте несколько высказываний, составленных одноклассниками, с помощью учителя обсудите и оцените их.

403. Проверь себя! А. Назови главные слова урока.

Б. 1. Почему необходимо учиться высказывать свои суждения?

2. Как можно выразить собственное мнение по поводу прочитанного или прослушанного текста? Что при этом нужно учитывать?

404. Прочитай текст и подготовься устно высказать свое мнение о прочитанном (четыре-пять предложений).

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

– Зачем ты берешь с собой этот мусор? – сказала Оля. – Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

– Стыдно… перед соловушкой, – тихо ответила Лида.

В. Сухомлинский




СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА