СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ПЛАНОМ

Урок 35. СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ПЛАНОМ

Совершенствуем умение сопоставлять высказывание с планом

206. Прочитай стихотворение. Почему автор радуется прилету птиц?

Выбегай поскорей

Посмотреть на сн..гирей!

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели.

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес.

Хорошо угостил,

Хорошо подсластил

 СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ПЛАНОМ

Обед зимой

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди.

А. Прокофьев

Какую букву нужно вставить в выделенном слове? Почему?

Запиши

четвертую строку по памяти. Подчеркни в этом предложении главные члены.

207. Послушай заголовок текста. Предположи, о чем в рассказе пойдет речь. Послушай текст.

КАК СНЕГИРЬ ДЕРЕВЦЕ ПОСАДИЛ

Жил-был зимой в лесу розовогрудый снегирь. Летал-летал он по своим делам и проголодался. Сел снегирь на высокую рябину и стал мороженые ягоды клевать. А ягоды крупные, спелые, сладкие. Так в клюв и просятся!

Наелся снегирь от души, а улетать с рябины не хочется: очень уж ягоды на ней хороши. Думает: “Дай хоть

одну с собой возьму – про запас”. Летит, ягоду в клюве несет. А навстречу ему – ястребок. Испугался снегирь, кинулся в сторону, крикнул: “Помогите!” – и уронил ягодку в снег.

Пришла весна. Пригрело ягодку солнышко. Пустила она корешок, а потом листочек. А потом и деревце выросло. Сидит на нем снегирь и сам себя хвалит: “Теперь в лесу зимой вкусных ягод еще больше будет!”.

Из “Календаря школьника”

Соответствует ли содержание рассказа твоим предположениям? Выбери правильные варианты ответов на вопросы по тексту:

1. Как снегирь садил рябину?

А) со страху уронил ягодку; б) разрыл лапкой снег и аккуратно положил ягодку на землю.

2. Какова основная мысль текста?

А) рассказать о маленьком приключении снегиря; б) показать, какие удивительные события могут происходить в природе.

3. Как ты понимаешь выражение наелся от души?

А) поел искренне, сердечно; б) поел досыта и с аппетитом.

 СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ПЛАНОМ

· Как ты думаешь, может ли в жизни такое произойти, чтобы деревце выросло от оброненной ягоды?

· Рассмотри фотоиллюстрацию (с. 88). Какую часть текста она иллюстрирует (вступление, основную часть или заключение)?

Составь по содержанию текста группу слов и сочетаний слов по теме “Питание” и запиши.

208. Прочитай. Соответствует ли данный план прослушаний ному тексту из упр. 207?

План

1. Ягодка про запас.

2. Поедание снегирем сладких ягод рябины.

3. Похвала снегиря.

4. Встреча с ястребком.

5. Превращение ягодки в деревце.

6. Ягодка птицы в снегу.

Отредактируй план, поставь его пункты в правильной последовательности. Запиши полученный план.

209. Рассмотри фотоиллюстрации. Изображены ли на них птицы, о которых говорится в тексте упр. 207?

 СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ПЛАНОМ

Укажи два “лишних” рисунка. Назови птиц, зимующих в твоей местности. Какие птицы на зиму улетают в теплые края?

210. Выпиши из первого абзаца текста упр. 207 предложения с однородными членами.

211. Проверь себя! А. Составь список главных слов урока. Б. Составьте диалог, в котором расспросите друг друга об изученном на уроке.

212. Прочитай текст. Составь план к нему и запиши.

ВОРОБЕЙ НА ЧАСАХ

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе.

Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты. Только воробей-часовой сидит на ветке. Глаз с ястреба не спускает.

Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой пустился вниз. А воробей камнем упал в кусты. Ястреб ни с чем и остался. Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза. Встрепенулся разбойник и полетел дальше.

Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает. С шумом высыпали из кустов воробьята.

По Л. Толстому




СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ПЛАНОМ