СОСТАВ СЛОВА. РАЗЛИЧИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВ В РУССКОМ И УКРАИНСКОМ ЯЗЫКАХ

Цель: ознакомить четвероклассников с различиями в образовании слов в русском и украинском языках; учить переводить слова с украинского языка на русский и наблюдать различия в их образовании; воспитывать любовь к живой природе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ

I. Вводно-мотивационный этап.

1. Объявление темы, задач урока.

2. Мотивация.

Что общего и различного в образовании слов в русском и украинском языках? Используя знания, полученные на уроке, вы сделаете большой шаг в направлении овладения правильной русской речью.

II.

Операционно-познавательный этап.

3. Речевая разминка: упр. 280. Выразительное чтение стихотворения, отработка навыков выразительного чтения. Подготовка к восприятию языкового материала: выполнение грамматического задания с предварительной работой по подготовке к чтению: подбор нужной интонации, темпа чтения, разметка текста (логические ударения, паузы, высотные ходы голоса).

Выполнение дополнительного задания: выразительное чтение стихотворного отрывка.

4. Выполнение упр. 281, содержащего

теоретический материал. Сопоставление сходных и различных способов словообразования в русском и украинском языках.

5. Работа с иллюстрациями: упр. 282.

6. Выполнение упр. 283, содержащего теоретический материал: чередование согласных в корне слова.

7. Выполнение упр. 284, в котором содержится теоретический материал: значение префиксов в-(во-), у – в сопоставлении с украинским языком.

8. Выполнение упр. 285. Сопоставление слов с суффиксом – еньк – в русском и украинском языках. Запоминание правильного произношения слов русского языка.

9. Работа с текстом. Переведите текст на русский язык и запишите перевод.

ВЕДМЕЖАТА

У всіх пташок і звірят весною клопоту доволі, тільки малим ведмежатам самі жарти на думці.

Той на дерево лізе, цей намислив корча перегризти, а інший забрався матері на голову і скубає за кошлаті вуха.

От зараз мама талапне його лапою!..

Але мати-ведмедиця навіть не сердиться, вона тільки очі мружить…

По Ю. Старостенко

Работа в парах. Взаимопроверка перевода.

10. Выполнение задания в тетради по развитию речи (с. 35, упр. 6).

Работа в парах. Взаимопроверка выполненного перевода.

11. Отгадайте загадки. Какой темой их можно объединить?

Неизвестно, где живет,

Налетит – деревья гнет,

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь.

(Ветер)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко.

(Туман)

Летит птица – орел,

Несет в зубах огонь,

Огневые стрелы пускает,

Никто ее не поймает.

(Молния)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем –

Ищем, ищем, не найдем.

(Роса)

III. Коррекционно-оценочный этап.

12. Обобщение и систематизация изученного: упр. 286.

13. Пояснение дифференцированного домашнего задания: упр. 287.

14. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.




СОСТАВ СЛОВА. РАЗЛИЧИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВ В РУССКОМ И УКРАИНСКОМ ЯЗЫКАХ