Составляем тексты, относящиеся к различным типам речи. Читаем: представляем описанные картины. Пишем: составляем высказывание на заданную тему

35. Составляем тексты, относящиеся к различным типам речи. Читаем: представляем описанные картины. Пишем: составляем высказывание на заданную тему

278. Прочитайте. О каких событиях рассказывается в тексте? Есть ли в нем описание внешнего вида героев? Кого из них?

СЕРЕБРЯНЫЕ ЛЫЖИ

На старт лыжной гонки Федя встал довольно уверенно. Он особенно не утруждал себя тренировками, полагался на свои силы.

Вместе с ним стартовал Павлик. Раньше он проигрывал Феде. И сейчас перед стартом волновался, поминутно осматривал лыжи. Потом взял желтый

кружок воска и стал натирать им полозья лыж.

Наконец старт. Взмах красного флажка – и лыжники рванули с места. Федя как всегда впереди.

Но что это? Павлик настигает его. Как легко идет! Лицо его раскраснелось от быстрой ходьбы. Волосы выбились из-под спортивной шапочки и падают на взмокший лоб. А глаза полны жаждой борьбы и желанием победы.

 Составляем тексты, относящиеся к различным типам речи. Читаем: представляем описанные картины. Пишем: составляем высказывание на заданную тему

И как блестят его лыжи. Этот ослепительный блеск неприятен Феде. Он напоминает о том, что мальчик небрежно обходится со своими

лыжами. Сегодня лыжня влажна и тяжела. Это дает преимущества Феде. Он должен выиграть у хлипкого Павлика. Но этого не получается. Поразительными для него стали и результаты гонок.

Первым финиширует Павлик. И ему как победителю прикалывают на грудь маленькие серебряные лыжи.

По Игорю Бражнину

279. Определите, какие типы речи использованы в тексте “Серебряные лыжи” (упр. 278). Перечитайте описание внешности Павлика. Что вы можете добавить к этому описанию (о фигуре мальчика, его движениях; как отразились на его внешнем виде переживаемые им чувства)?

280. Прочитайте план к рассказу Игоря Бражнина (упр. 278). Найдите в тексте те части, которые соотносятся с пунктами плана. Что бы вы изменили в нем? Доработанный план запишите.

1. Уверенный в своих силах Федя.

2. Павлик тщательно готовится к старту.

3. Старт дан.

4. Самоуверенность подвела.

5. Заслуженная победа.

281. Прочитайте сочетания слов, которые помогут вам при пересказе содержания текста “Серебряные лыжи” (упр. 278). Спишите их, добавьте свои примеры.

Встал на старт довольно уверенно; не утруждал себя тренировками; волновался; поминутно осматривал лыжи; стал натирать полозья лыж; рванули с места; как всегда впереди; настигает его; лыжня влажна и тяжела; должен выиграть у хлипкого Павлика; этого не получается; финиширует первым; прикалывают маленькие серебряные лыжи.

282. Продолжите предложения, раскрывая причину поражения одного из героев рассказа Игоря Бражнина (упр. 278).

1. Федя потерпел неудачу потому, что…

2. На этот раз Федя пришел к финишу вторым. А все потому, что…

3. Проигрыш Феди объясняется тем, что…

283. Перескажите текст, включив в него рассуждение о том, почему Федя проиграл лыжную гонку.

284. Произнесите слова правильно, затем проговорите их так, как надо писать. Спишите. Подчеркните буквы, написание которых и произношение обозначаемых ими звуков не совпадает.

Полоз, преимущества, серебряные, ослепительный, поразительный, неприятен, обходится, финиширует, впереди, довольно, уверенно, особенно, сейчас, тренировками, полагался, вместе, небрежно.

285. Дополните данные предложения и запишите.

Если в тексте рассказывают о каком-либо случае, событии, это – …

Если в тексте приводят доказательства какого-либо утверждения, это – …

Найдите в учебнике или подберите самостоятельно примеры текстов, относящихся к разным типам речи.

Ослепительный

Поразительный




Составляем тексты, относящиеся к различным типам речи. Читаем: представляем описанные картины. Пишем: составляем высказывание на заданную тему