СТИЛИ ОБЩЕНИЯ

РАЗДЕЛ 4 СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВЬЯ

Глава 1. Социальное благополучие

§ 20. СТИЛИ ОБЩЕНИЯ

В этом параграфе ты:

· вспомнишь, как ведут себя люди, когда нужно отстоять свои права, отказаться от предложения или попросить об услуге;

· изучишь преимущества и недостатки разных стилей общения;

· будешь учиться просить об услуге и предъявлять справедливые требования.

Манера общения

Случаются ситуации, в которых бывает сложно отказаться от чего-либо или попросить кого-нибудь об услуге. В таких ситуациях люди ведут себя

по-разному:

– пассивно – пренебрегают собственными интересами и любой ценой стараются избежать конфликта;

– уверенно (ассертивно) – отстаивают себя таким образом, чтобы не обижать других;

– агрессивно – стараются отстоять лишь собственную точку зрения, не обращают внимания ни на что.

1. Прочитай ситуацию и варианты поведения.

Ты одолжил другу свой любимый диск, а он вернул его испорченным.

Ты:

А) скажешь ему об этом и попросишь купить новый диск;

Б) ничего не скажешь и купишь новый диск сам;

В) возьмешь у друга его любимый диск и точно так же испортишь его.

2.

Какая манера общения описана в каждом варианте?

3. По очереди скажите, как бы вы поступили в подобной ситуации.

4. Случалось ли нечто подобное в вашей жизни?

Преимущества и недостатки разных стилей общения

Пассивные люди не умеют защитить себя и обычно не могут никому отказать, даже если предложение невыгодно для них, а то и опасно. Они легче подвергаются влиянию рекламы и окружения, больше рискуют попасть в зависимость от психоактивных веществ, стать жертвой мошенников.

Агрессивные люди стараются отстоять свою точку зрения, не обращая внимания на интересы и чувства других людей. Они пренебрегают вежливостью, прибегают к угрозам, ругательствам и физической силе. Из-за этого их не любят, боятся, сторонятся и могут обвинить даже в том, чего они не делали.

Уверенное поведение – это умение договариваться с учетом интересов всех сторон, способность вежливо отказаться от того, что не подходит, и решительно от того, что может быть опасно. Уверенное поведение также называют достойным, интеллигентным или самоутверждающим. Иногда его путают с агрессивным. Но эти стили общения такие же разные, как Солнце и Ветер в басне Эзопа.

 СТИЛИ ОБЩЕНИЯ

Поспорили однажды Солнце и Ветер, кто из них сильнее.

Я сильнее! говорило Солнце.

– Нет, я сильнее! – говорил Ветер.

Долго они спорили. Но вот увидели, что по дороге идет одетый в пальто путник.

Сейчас мы проверим наши силы, – сказал Ветер. – Сильнее будет тот, кто снимет с этого человека пальто.

Солнце согласилось. Первым начал Ветер. Он что есть мочи дул и трепал полы пальто путника. Но чем сильнее дул Ветер, тем больше человек закутывался в пальто.

Потом пришла очередь Солнца. Оно протянуло к человеку свои лучи, высушило одежду, согрело. Сначала он перестал кутаться, потом расстегнул пальто и наконец снял его, наслаждаясь теплым солнечным днем.

Солнце победило!

Хотя в некоторых случаях уместно проявить пассивность, а иногда приходится реагировать и агрессивно, уверенная манера общения является наилучшей в большинстве жизненных ситуаций.

Ситуации, когда лучше действовать

Уверенно:

Пассивно:

– тебе предлагают что-то

– в ситуации, когда любое обострение отношений опасно.

Опасное или то, что тебе не подходит;

– хочешь вернуть бракованный товар;

Агрессивно:

– на тебя напали или пытаются

– хочешь попросить

Об услуге или помощи.

Куда-то затащить.

1. Объединитесь в 2 группы. Распределите приведенные ниже ситуации и проанализируйте варианты поведения. Определите стили общения.

2. С помощью табл. 8 (с. 116) назовите их позитивные и негативные последствия.

Ситуация 1. Саша сидит в кинозале. Девочки сзади громко разговаривают, смеются и шуршат конфетными обертками. Он:

– будет молча терпеть;

– скажет: “Девочки, пожалуйста, тише, мне плохо слышно”;

– скажет: “Закройте рты или выметайтесь!”

Ситуация 2. Катю пригласили на день рождения. Всем подали коктейли с алкоголем. Но Катя не употребляет алкогольные напитки. Она:

– попросит сок;

– выпьет коктейль, ведь отказываться неловко;

– устроит сцену и скажет, что культурные люди предлагают гостям не только алкогольные напитки.

Таблица 8

Признаки и последствия разных стилей общения

 СТИЛИ ОБЩЕНИЯ

Тренинг уверенного поведения

Навыки уверенного поведения приобретают в процессе тренировок. С помощью следующего задания закрепи эти навыки в трех типичных ситуациях: когда нужно отказаться от нежелательного

Предложения, попросить об услуге и предъявить справедливое требование.

Объединитесь в 2 группы и разыграйте ситуации, в которых ваше поведение должно быть ассертивным.

Группа 1: тебе срочно нужно позвонить, а у телефона-автомата очередь (рис. 39).

Группа 2: ты одолжил другу 5 гривен до завтра, а он не возвращает уже вторую неделю (рис. 40 на с. 118).

– Вежливо извинись и объясни проблему: “Извините, мне срочно нужно позвонить”.

– Вырази просьбу в положительной форме: “Разрешите, я пройду без очереди”.

– Если твою просьбу удовлетворили, искренне поблагодари:

“Спасибо, вы мне очень помогли”.

– Если отказали, прими это с достоинством: “Хорошо, я подожду (поищу другой телефон, позвоню позже)”.

– Спокойно заверши разговор: “Прошу прощения за беспокойство”.

 СТИЛИ ОБЩЕНИЯ

Рис. 39. Как выразить просьбу

– Объясни, что ты чувствуешь, с помощью “Я-сообщения”:

“Мне не нравится, что ты не возвращаешь долг”.

– Предъяви требование: “Я хотел бы, чтобы ты отдал деньги”.

– Спроси, что он об этом думает: “Хорошо?”, “Что ты скажешь?”.

– Если ответ тебя устраивает, на этом можно закончить: “Спасибо за понимание. Пойдем гулять”.

 СТИЛИ ОБЩЕНИЯ

Рис. 40. Как предъявить справедливое требование

Итоги

В жизни случаются ситуации, когда необходимо обратиться за помощью или от чего-то отказаться.

В таких случаях люди обычно ведут себя или пассивно, или агрессивно, или уверенно.

Уверенная манера общения – самая лучшая в большинстве случаев.

Пассивная и агрессивная манеры общения оправданны лишь в некоторых ситуациях.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


СТИЛИ ОБЩЕНИЯ - Валеологія


СТИЛИ ОБЩЕНИЯ