СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. ПЛАН. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СЛОВ ДЛЯ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

4. ТЕКСТ

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. ПЛАН. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СЛОВ ДЛЯ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

16

1. Прочитай стихотворение М. Лангер. Докажи, что это текст. Расскажи, что такое семья.

СЕМЬЯ

Сем..я – это сч..ст..е, любо..ь и удач…

Семья – это летом поез..ки на дач…

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья

– это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

“Какая хорошая ваша семья!”

2. Какое слово повторяется в тексте и связывает предложения между собой?

3. Спиши первые два предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы. Объясни написание выделенных слов.

Предложения в тексте связаны по смыслу. Кроме этого, их связывают

и разные слова: слова, специально повторяющиеся в тексте; слова он, она, они; слова, которые заменяют главное, называя тот же предмет по-другому.

17

1. Прочитай стихотворение Т. Боковой. Почему появляется улыбка, когда читаешь это стихотворение?

ПРО БАБУШКУ

Мы с бабулей очень дружим.

Мы друг другу помогаем.

Мне она… готовит ужин,

Для нее я… все съедаю.

Я ее вожу за ручку.

Не всегда поймет прохожий,

То ли бабушка мне внучка,

То ли я ребенок все же.

Говорят нам папа с мамой:

– Рядом вы с утра до ночи.

Только спать ложиться рано

Что-то бабушка не хочет.

Не желает мерить лужи

И песок считает грязным!

В остальном – мы очень дружим,

Несмотря на возраст разный.

 СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. ПЛАН. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СЛОВ ДЛЯ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

2. Выпиши из текста слова, которые автор использует вместо слова бабушка.

3. Продолжи предложение и запиши.

Хорошо, когда семья… и….

1. Посоветуйся с родителями, какие слова благодарности можно сказать бабушке (дедушке).

2. Напиши добрые слова бабушке (дедушке, родителям) на отдельном листе бумаги, продолжив предложения.

Дорогая(ой)…!

Я тебя очень…. Спасибо тебе за… .

Я хочу, чтобы мы всегда… .

Большой текст трудно запомнить и пересказать. На помощь приходит план. План легче всего составлять по абзацам. Абзацы в тексте подсказывают, когда заканчивается одна часть рассказа и начинается другая.

– Могут ли стать планом заголовки к частям текста?

18

1. Прослушай сказку, которую прочитает учитель. Чему она учит? Придумай вопросы к тексту и задай их одноклассникам.

В огромном лесу жил со своей семьей лесничий. На работе он всегда был весел, зато дома часто вздыхал и хмурился. Огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший.

 СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. ПЛАН. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СЛОВ ДЛЯ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Как лесничий ни уговаривал своих детей, братья ссорились каждый день, как чужие.

И вот однажды родители собрались в город за елочными украшениями. Старший стал убеждать отца, что дома все будет в полном порядке.

– Хорошо, – сказал отец. – Ты здесь будешь хозяином, отвечаешь за дом, а главное, за брата.

Но дети поссорились. Старший Младшего выгнал зимой во двор и забыл о нем, зачитавшись.

 СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. ПЛАН. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СЛОВ ДЛЯ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Малыша забрал в свое царство Дедушка Мороз. Старший брат пошел искать его через лес. Ему казалось, что он теперь один-одинешенек на свете. И трудно было понять, почему братья всю жизнь ссорились, как чужие.

С трудом он все-таки отыскал Младшего. При помощи друзей, зверей и птиц спас. Взявшись за руки, ребята прибежали домой.

 СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. ПЛАН. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СЛОВ ДЛЯ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

– Дети, дети! – родители бросились к ним навстречу. И с тех пор все жили счастливо и дружно.

По Е. Шварцу

2. Выпиши из текста группами слова, заменяющие друг друга. Обрати внимание на выделенные слова.

Лесничий – … ; младший – …; братья – ….

3. Сколько абзацев в тексте? Сколько будет пунктов плана? Рассмотри рисунки-подсказки. При помощи учителя составь и запиши план к рассказу.

4. Перескажи текст по плану, используя выделенные слова.

19

1. Прочитай предложения. Что тебе в них не понравилось?

Наша семья – это папа, мама, я и сестричка Лена. Мы часто ходим в театр, зоопарк, на детскую площадку. Мы очень дружные. Лена еще маленькая, Лене три годика. Лена еще не умеет читать. Мама и папа ее и меня очень любят.

2. Исправь текст: убери повторы, заменив слова на равнозначные. Спиши исправленные предложения.

1. Повтори слова в рамках, которые ты уже выучил.

2. Напиши эти слова под диктовку родителей. Проверь их написание по словарю в конце учебника.

3. Составь с двумя-тремя словами предложения, связанные по смыслу, и запиши их. Обрати внимание на то, какими словами связаны предложения.




СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. ПЛАН. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СЛОВ ДЛЯ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ