ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО АУДИРОВАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ*

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО АУДИРОВАНИЯ

1. Маша

Весна пришла, как всегда, ранним утром. Появилась она на бревенчатой стене мезонина квадратом оранжевого и теплого на ощупь солнечного света. И не замеченная во время долгой зимы капля смолы в щели бревна заискрилась в это утро, как топаз.

– Пора! – сказал Тихон Петрович, поглядев на каплю, спрятав до зимы в стол незаконченную рукопись “Руководства” и начал разбирать семена, чтобы высадить их в плошки и расставить по всем подоконникам в теплом доме и на застекленном

крыльце.

А потом в одну из апрельских ночей вздохнул лед на реке, а утром начался быстрый, как всегда, ледоход, и река разлилась на семь километров.

От весенней воды тянуло свежестью нефти и снега. По всем веткам береговой лозы уселись рядами пушистые седые шмели – молодые почки.

Пришел из областного города первый пароход. Тихон Петрович поехал на нем в город по делам питомника, а кстати и за кое-какой рассадой. До города было езды всего пять часов.

Обратно из города пароход отвалил в сумерки и пошел прямо по разливу.

Тихон Петрович сидел на палубе, хотя на воде было холодно.

В ногах у него стояла кошелка с рассадой. В нижнем помещении, в общей каюте, было тепло, даже жарко, но Тихон Петрович туда не спускался,- берег рассаду. Она, как известно, от жары быстро вянет.

Пассажиров на палубе было немного. Ехали пильщики, закутанные женщины и совсем еще молоденькая девушка, лет двадцати, с девочкой. Пильщики крепко курили и слушали пожилого своего товарища в зипуне.

– Это что! – говорил он неторопливым хриплым голосом.- Вы над председателем нашим, Батенковым, погодили бы без разбору смеяться.

– А мы с разбором,- ответил молодой пильщик.

– Вот я те сейчас докажу про твой разбор! – сердито пообещал пожилой пильщик.- Над чем насмехаетесь! Что он, Батенков, пятерых зайцев снял со льдины во время ледохода? Так, что ли?

– Да мы не над тем смеемся, Захарыч,- несмело возразил молодой пильщик.

– Понимаю! – с угрозой в голосе проговорил пожилой.- Вам удивительно, что он тех зайцев не зажарил с лучком да не съел под водочку, а выпустил в соседнюю рощу. Бессмысленное, выходит по-вашему, деяние?

– Жалостлив-то больно Батенков,- сказал из темноты чей-то голос.

– Не-ет, брат! Тут никакая не жалость. Тут простой вывод.

– Ух ты! – сказал молодой пильщик.

– Вот те и ух! – ответил пожилой.- Это надо соображать. Есть в наших местах такая побаска. Упала в реку пчела, замочила крылышки. И приходит ей, той пчеле, полный конец. Крышка! Кругом красноперки шныряют. Вот пчела и взмолилась. “Спасите, говорит. Я вам за то отплачу”.- “А на что ты нам сдалась! – отвечают красноперки.- Мы меду отродясь не едим”. Вздохнула только пчела. “И то правда! – говорит.- Ничего не поделаешь”. Видит, плывет через реку лягушка. “Спаси,- молит.- Я в долгу не останусь”.- “А я,- говорит лягушка,- даже запаху медового слышать не могу”. Тут пчела совсем загрустила. Однако видит, летит над рекой черный скворец. Она и его просит. “Ну что ж,- отвечает скворец.- Я тебя, пожалуй, вытащу. Потому ты медом человека питаешь, а он, человек, мне скворечни делает”.

– И вытащил? – спросил молодой.

– Обязательно. Полезному зверю всегда надо вспоможение делать.

– Настюша,- тихо сказала маленькая девочка своей спутнице,- а я бы ее и так вытащила. Не за мед.

– Правильно, девочка,- тихо заметил Тихон Петрович.- Что ж это вы, сестрицы,- спросил он,- вдвоем по белому свету странствуете?

– Мы в Разговорово,- ответила девушка неуверенным голосом.

– К родным едете?

– Да нет,- ответила девушка.- Я учительницей назначена в Разговорово. Вот еду. с сестрой, с Машей. Мы с ней теперь вдвоем. Отец служит на Дальнем Востоке, а мама в сорок втором году в Ленинграде.

– Все ясно,- сказал Тихон Петрович.

Он вытащил из-под ног кошелку, зачем-то потрогал рассаду. Листочки были вялые, теплые, как ладони, но живые. “Выживут”,- подумал он, помолчал, потом обернулся к девушке и сказал:

– В Дом крестьянина вам идти незачем. Зря устанете. Помещение найти у нас в Разговорове не так бывает легко. А у меня домишко пока пустует. Одна комната будет вам, а другая – для практикантов. Летом ко мне студенты приезжают, я их садоводству учу.

– Нет, что вы! – слабо возразила девушка.

– Это вы бросьте,- сердито сказал Тихон Петрович,- разводить антимонии. У меня устроитесь. И живите хоть сто лет.

(656 сл.) (По К. Паустовскому)

Вопросы к тексту.

1. С чем в рассказе сравнивается первая весенняя капля смолы на бревне?

А) С янтарем;

Б) с топазом; v

В) с кошачьим глазом.

2. Что спрятал до следующей зимы Тихон Петрович?

А) Рукопись “Руководства”; v

Б) валенки;

В) сани.

3. На сколько километров разлилась река?

А) На девять;

Б) на восемь;

В) на семь. v

4. Чем тянуло от весенней воды?

А) Свежестью весны и водорослями;

Б) свежестью нефти и снега; v

В) холодной водой и льдом.

5. Зачем отправился Тихон Петрович в город?

А) За рассадой;

Б) за продуктами;

В) за справочной литературой для садовода.

6. Почему Тихон Петрович остался на палубе в сумерки?

А) Ему нравилось наблюдать за ночным небом;

Б) он смотрел на селения, расположенные по берегам реки;

В) он берег рассаду от жары каюты. v

7. Кого слушали присутствующие на палубе?

А) Молоденькую девушку лет двадцати;

Б) своего пожилого товарища в зипуне; v

В) женщину, закутавшуюся в платок.

8. Что вызвало насмешки молодых в адрес председателя Батенкова?

А) Он снял со льдины зайцев и зажарил их;

Б) он был больно жалостлив; v

В) он был резок с людьми.

9. Какую побаску рассказал пожилой пассажир?

А) О пчеле, упавшей в воду реки; v

Б) о пчеле, тонувшей в озере;

В) о пчеле, попавшей в болото к лягушке.

10. Что двигало поступком скворца, спасшего пчелу?

А) Он просто пожалел пчелу;

Б) он всегда всем помогал;

В) он выразил уважение к человеку, который делает скворечники. v

11. Сколько лет было девочке, готовой спасти пчелу бескорыстно?

А) Семь;

Б) пять;

В) шесть. v

12. Что предложил Тихон Петрович молодой учительнице и Машеньке?

А) Поселиться у него в домишке; v

Б) показать местонахождение Дома крестьянина;

В) показать дома соседей, у которых сдаются комнаты.

2. Берингов мост – ворота в Америку

Как же предки индейцев попали в Америку? Они перешли сюда из Азии. посуху. Это случилось в самом конце ледникового периода – до того как из-за таяния льдов уровень моря поднялся и полностью был затоплен “Берингов мост”. Так назвали сухопутный перешеек, который некогда связывал Америку с Азией. Его протяженность достигала 60 километров. В доисторические времена именно он был “мостом”, по которому люди переправлялись из холодной Чукотки в более теплую Америку. Первые ее жители происходили из Монголии и Сибири.

“Дверь”, ведущая из Азии в Америку, открывалась для них дважды. Они могли переправиться посуху, когда уровень моря из-за оледенения заметно падал. В обозримом прошлом это случалось в следующие сроки: 60- 45 тысяч лет до нашей эры, а также 25-10 тысяч лет до нашей эры. По оценкам советского ученого А. В. Шера, за последние 3,5 миллиона лет сухопутный мост между Азией и Америкой возникал не менее пяти раз. Как метко сказано им, эта земля, “словно птица феникс, то исчезала, то возрождалась вновь”. Берингов мост изобиловал живностью, сильно маня к себе древних охотников. Судя по найденным костям, здесь водились дикие лошади, яки, степные бизоны, снежные овцы, олени, мамонты, овцебыки, львы, а также множество мелких животных. По этому “мосту” из Америки в Евразию переселились крупные копытные – верблюды и лошади.

Вот только не удалось найти никаких свидетельств пребывания здесь людей: разлившееся море поглотило следы их стоянок. Поэтому точное время заселения Берингова моста – а значит, и Америки – неизвестно. Ученым приходится проводить сравнения, привлекая артефакты (то есть предметы, сделанные человеком), встречающиеся по обеим сторонам бывшего перешейка.

Итак, люди проникли в Америку около 11 500 лет назад? Некоторые археологи продолжали сомневаться в этом.

Перенесемся на юг Чили, в болотистое, лесное местечко Монте-Верде. Еще в семидесятые годы ХХ ст. американский антрополог Том Диллехей вместе с несколькими чилийскими студентами обнаружил здесь кости мастодонта, одного из родичей слона, вымершего в послеледниковую эпоху. Вот на этих костях он и заметил следы надрезов, возможно, сделанных человеком. В последующие годы Диллехей отыскал каменные орудия, следы костров, деревянные предметы, обработанные человеческой рукой, а также остатки тела мастодонта и плетеные изделия. Он очистил фундамент довольно вместительного дома, в котором могло проживать до полусотни человек. В некотором отдалении от него ученый обнаружил полукруглый фундамент из гравия и песка – подобного он еще не видел.

Больше всего поразил Диллехея возраст этих памятников 12 500-12 800 лет. Откуда же человеческому обществу в эти сроки быть в южном Чили? Эта дата опровергала привычную схему заселения Америки, расшатывала барьер Кловиса. Неужели за какую-то тысячу лет потомки первых племен, ступивших на землю Аляски, расселились по обоим огромным континентам? Что заставляло их без устали мчаться вперед, изнывая от ударов неведомой стихии, от нападений незнакомых живот – ных и приступов непонятных болезней? Может быть, привычная схема “продвижение восточных азиатов с севера на юг, вплоть до Огненной Земли” неверна? И первые поселенцы прибывали в Америку не только из Чукотки, но и, например, из Южной Азии? Быть может, они появились в этой части света гораздо раньше, чем мы считаем. Ведь обширные районы Америки к югу от экватора до сих пор были плохо изучены археологами. Не ждут ли нас новые удивительные находки?

(501 сл.) (Из энциклопедии “Я познаю мир”)

Вопросы к тексту.

1. Каким образом предки индейцев попали в Америку?

А) На лодках;

Б) посуху; v

В) на плотах.

2. Какова протяженность “Берингова моста”?

А) 15 километров;

Б) 50 километров;

В) 60 километров.

3. Чем Америка привлекала переселенцев?

А) Это была богатая страна;

Б) там можно было найти работу;

В) жителей Чукотки, Сибири, Монголии привлекали теплый климат. v

4. Сколько раз возникал сухопутный мост между Азией и Америкой?

А) Не менее 7 раз;

Б) не менее 3 раз;

В) не менее 5 раз. v

5. С какой птицей можно сравнить эту землю?

А) С фениксом; v

Б) с орлом;

В) с Жар-птицей.

6. Какие крупные копытные переселились из Америки в Евразию?

А) Коровы и буйволы;

Б) верблюды и лошади; v

В) зубры и олени.

7. Когда люди проникли в Америку?

А) Около 11 600 лет назад;

Б) около 11 700 лет назад;

В) около 11 500 лет назад. v

8. Останки какого животного обнаружил антрополог Том Диллехей?

А) Мастодонта; v

Б) динозавра;

В) зубра.

9. Что было обнаружено на костях животного?

А) Следы надрезов; v

Б) некоторые хранили следы ударов;

В) они хранили следы огня.

10. Фундамент чего очистил Диллехей?

А) Старых печей;

Б) вместительного дома; v

В) нежилых помещений.

11. Каков был возраст найденного ученым сооружения?

А) 11 500-11 800 лет;

Б) 12 000-12 100 лет;

В) 12 500-12 800 лет. v

12. К какому стилю принадлежит этот текст?

А) К художественному;

Б) публицистическому;

В) научно-популярному. v

__________________________________________________________________

* Материал взят из издания: Л. Д. Донина, Ю. Н. Тельпуховская. Русский язык. 8 класс: Бесплатное приложение к Комплексной зачетной тетради для тематического оценивания (для школ с украинским языком обучения). – Харьков: Веста: Издательство “Ранок”, 2008.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,00 out of 5)


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО АУДИРОВАНИЯ - Плани-конспекти уроків по російській мові


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО АУДИРОВАНИЯ