ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ

Приложение 4

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ

ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА

Ровные ряды книг за стеклом вызывают у меня двойственное чувство. Книги словно дополнение к мебели.

Совсем другой вид у библиотеки, которой пользуются. И не важно, кто ты – академик или плотник. Книги тогда рабочий инструмент, ладно пригнанный к руке. Рядом с толстым фолиантом с золотым тиснением притулилась брошюрка. Оба издания на одну тему, и потому стоят вместе. У одной книжки давно оторвался корешок – каждый день открывают.

Другая вся топорщится закладками. Третья, раскрытая, аккуратно положена рядом с креслом.

(76 сл.) (По Л. Круглову)

ПРОЗВИЩЕ ИЛИ ПРОЗВАНЬЕ?

В классе у многих, кроме имен и фамилий, есть еще и прозвища. Откуда они берутся? Хорошо это или плохо – давать прозвища?

Заглянем в “Толковый словарь” Владимира Даля: “Прозвать – дать кличку, добавочную к имени, прозвание или прозвище… Прозванья родом ведутся, а прозвище народ дает”. Прозванье – это фамилия, она принадлежит семье, а прозвище

дается одному человеку.

Перелистаем “Записки охотника” Тургенева. Какое разнообразие прозвищ: Хорь, Сучок, Бирюк, Дикий Барин, Обалдуй! Впоследствии они могли стать основой для фамилии.

(74 сл.) (По Е. Дунаевой)

РЕЧКА МОЕГО ДЕТСТВА

Мать говорит, что в год, когда я родился, заросли ольхи и черемухи подходили с реки к нашему дому, хотя дом был от воды почти в километре. В зарослях по ночам громко пели соловьи.

Я соловьев возле дома уже не помню. Но дорожки к реке в зарослях ивняка в памяти сохранились. Лет в пять, замирая от страха, я осилил такую дорожку. И с того лета речка стала для меня самым желанным местом.

(71 сл.) (По В. Пескову)

БЕЛЫЙ ГУСЬ

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

Ходил он важно, обдумывая каждый свой шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав так некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь.

Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды.

(77 сл.) (По Е. Носову)




ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ