Тематическая контрольная работа. “Простое предложение, осложненное однородными членами, обращением, вводными словами (словосочетаниями, предложениями)”. Тестирование. Контрольное чтение молча

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

УРОК № 48

Тема. Тематическая контрольная работа. “Простое предложение, осложненное однородными членами, обращением, вводными словами (словосочетаниями, предложениями)”. Тестирование. Контрольное чтение молча*

Цель: оценить уровень учебных достижений учащихся по теме; определить недостатки в ходе усвоения языкового материала; проверить навыки восприятия незнакомого текста, его понимания, запоминания;

развивать умения работы с тестами; воспитывать ответственное отношение к учебе.

Оборудование: тестовые задания в двух вариантах, текст для чтения молча и задания к нему.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Инструктаж по выполнению тестовых заданий.

2. Выполнение учащимися тестовых заданий.

I вариант

Начальный и средний уровни

1. Укажите предложение, в котором однородные члены

соединены смешанной связью (знаки препинания опущены).

(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

А) Берегите старых людей от обид холодов огня.

Б) Для меня Тарас Шевченко не только гениальный поэт великого народа но и символ Украины.

В) В произведении должна быть ясная определенная мысль.

Г) Объем словаря конкретного человека зависит от рода его занятий образованности и способностей. v

2. Укажите предложение, в котором выделенные определения являются однородными (знаки препинания опущены).

А) Сумрачными смутными клубами нависли над садом дождевые облака. v

Б) Солнечный осенний вечер прохладен.

В) Совершенствование норм русского национального языка продолжалось в творчестве крупнейших писателей.

Г) Старинная деревянная церквушка вписывалась в этот удиви – тельный пейзаж.

3. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

А) Итак, начинается песня о ветре.

Б) Весной и летом, и в морозы взлетал фонтаном фейерверк. v

В) Яблони, яблони вырастайте храбрыми. v

Г) Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан, и ее золотистые косы, и холщовый ее сарафан.

4. Укажите предложения, в которых обращение следует выделить запятыми с двух сторон.

А) О чем шумишь ты старый бор над осенью над бездорожьем? v

Б) Серебристая дорога ты зовешь меня куда?

В) Мужчины я мужеством вашим горжусь.

Г) Что дремучий лес призадумался грустью темною затуманился? v

5. Установите соответствие между словами в русском и украинском языках.

Укажите значения вводных слов.

 Тематическая контрольная работа. Простое предложение, осложненное однородными членами, обращением, вводными словами (словосочетаниями, предложениями). Тестирование. Контрольное чтение молча

6. Укажите предложение, которое соответствует схеме  Тематическая контрольная работа. Простое предложение, осложненное однородными членами, обращением, вводными словами (словосочетаниями, предложениями). Тестирование. Контрольное чтение молча

А) Осень пришла врасплох и завладела землей садами и реками лесами и воздухом полями и птицами.

Б) Радостно молодо было на небе и на земле и в сердце человека.

В) Конница пехота и артиллерия виднеются со всех сторон по обширной поляне.

Г) Нам удалось поиграть и в настольный теннис и в шахматы и в домино. v

Достаточный уровень

Запишите предложение, расставив знаки препинания, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Выполните синтаксический разбор.

Солнце поднимается из(за) облаков и заливает лес поле и наших спутников греющ..м светом.

3 балла

Высокий уровень

Составьте и запишите диалог “Разговор с библиотекарем”. Используйте слова: здравствуйте, будьте добры, извините, пожалуйста, большое спасибо, до свидания.

3 балла

II вариант

Начальный и средний уровни (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. Укажите предложение, в котором есть однородные члены (знаки препинания опущены).

А) Между ярко-зелеными кочками молодого мха едва заметно петляла желтоватая тропинка.

Б) Я обогнул рощу и сразу увидел Белогорск. v

В) Городок взбежал на высокий зеленый горб.

Г) Вчера в степи я слышал отдаленный крик журавлей.

2. Укажите предложение с обобщающим словом и однородными членами (знаки препинания опущены).

А) Распоряжения его всегда были быстры точны отчетливы.

Б) Счастье берем по праву и жарко любим и поем, как дети.

В) И радость встреч и горечь разлук мы все испытали, товарищ и друг. v

Г) Был там липовый парк и леса и вековое безмятежное спокойствие.

3. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

А) Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы. v

Б) Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое, и зубной порошок, и густой гребешок. v

В) Был, помнится праздник и базарный день. v

Г) Куда меня знакомая дороженька ведет?

4. Укажите предложение, в котором обращение следует выделять запятыми с двух сторон.

А) Шуми балтийская вода вздымай свой пенный вал. v

Б) Низкий дом с голубыми ставнями не забыть мне тебя никогда.

В) Уступи мне скворец уголок посели меня в старом скворечнике. v

Г) Добрый конь мой долго шел ты терпеливо ношу нес.

5. Установите соответствие между словами в русском и украинском языках. Укажите значения вводных слов.

 Тематическая контрольная работа. Простое предложение, осложненное однородными членами, обращением, вводными словами (словосочетаниями, предложениями). Тестирование. Контрольное чтение молча

6. Укажите предложение, которое соответствует схеме (знаки препинания опущены).  Тематическая контрольная работа. Простое предложение, осложненное однородными членами, обращением, вводными словами (словосочетаниями, предложениями). Тестирование. Контрольное чтение молча

А) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.

Б) Все это и ночь и дали и горы казалось мне исполненным невиданной прелести.

В) И кажется, вдохнула вся земля дома и люди рощи и поля.

Г) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград.

Достаточный уровень

Запишите предложение, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы. Выполните синтаксический разбор.

Заунывная песня то зам..рала то опять проносилась в стояч..м душн..м воздухе.

3 балла

Высокий уровень

Используя слова будьте добры, извините, спасибо, пожалуйста, простите, выходите, закомпостируйте и соответствующие обращения, составьте диалог “В троллейбусе” и запишите его.

3 балла

3. Проведение контрольного чтения молча.

1) Чтение учащимися текста.

В мире увлечений

По самым скромным подсчетам, каждый десятый человек на земном шаре обязательно что-нибудь коллекционирует.

Национальная гордость – Третьяковская картинная галерея – тоже началась с коллекции. Всю жизнь собирал Павел Третьяков произведения живописи, а перед смертью передал свою коллекцию в дар Москве.

Украинский краевед Александр Поль собрал около пяти тысяч предметов старины, которые со временем вошли в коллекцию городского исторического музея.

Все вы знаете знаменитую картину Ильи Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. С какой точностью воссоздан художником быт запорожских казаков, показано их оружие, костюмы! И в этом неоценимую помощь живописцу оказала уникальная коллекция экспонатов по истории Запорожской Сечи выдающегося украинского историка академика Дмитрия Яворницкого.

Увлеченными коллекционерами были физик Альберт Эйнштейн и выдающийся физиолог Иван Петрович Павлов.

Вот что писал о пользе целенаправленного собирательства английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин: “Когда я пошел в школу, у меня уже ясно был выработан вкус к естественной истории и особенно к собиранию коллекций. Старался выяснить названия растений и собирал всевозможные предметы. Страсть к коллекционированию делает человека истинным естествоведом, ценителем произведений искусства”.

Коллекционеры – племя любознательных людей. У каждого свой предмет увлечения. Филателисты собирают марки, филокартисты – открытки, филуменисты – спичечные этикетки. Собирателей книг называют библиофилами, а тех, кто увлекается грампластинками,- филофонистами.

Христофор Колумб собирает все… о Христофоре Колумбе. В Испании живет прямой потомок знаменитого мореплавателя. Христофор Колумб Семнадцатый – капитан дальнего плавания.

Его коллекции может позавидовать любой музей. На большой старинный глобус нанесены все четыре маршрута великого адмирала. В собрании – макеты каравелл “Пинта”, “Нинья” и “Санта-Мария”, совершивших отважное плавание через Атлантику к берегам Америки. Гравюры, литографии, картины рассказывают о путешествиях Колумба Первого. Среди документов – копии писем Колумба испанской королеве.

Владелец коллекции Христофор Колумб Семнадцатый мечтает в ближайшее время повторить один из маршрутов своего великого предка.

Великим предкам – поэтам, полководцам, изобретателям – посвящено много интереснейших коллекций. Одна из них – в квартире слесаря Александра Русских. Еще во время армейской службы он получил от родных открытку с памятником Александру Суворову. Она пробудила в душе молодого солдата страсть к коллекционированию и стала первым экспонатом его домашнего музея, где все – книги, медали, старинные и современные гравюры, скульптурные изображения – рассказывает о великом русском полководце.

Еще об одном коллекционере хочется рассказать.

Со школьной скамьи Володя Максимов стал серьезно интересоваться эпохой Петра I. В его комнате – бюст Петра (копия работы Растрелли), его посмертная маска, слепок руки.

Но главное сокровище коллекции – три толстых папки, в которых собрано семьсот поэм, стихотворений и кантат, посвященных Петру. Юрист Владимир Максимов в часы досуга становится историком и литературоведом.

Собрать оригинальную, интересную и нужную людям коллекцию не так-то просто: на это уходят многие и многие годы.

(420 сл.) (По З. Сагалову)

1. На нашей планете что-нибудь собирает…

А) каждый второй человек;

Б) каждый десятый; v

В) каждый сотый.

2. Сколько экспонатов собрал украинский краевед Александр Поль?

А) Около тысячи;

Б) около пяти тысяч; v

В) девяносто пять.

3. С помощью экспонатов из частной коллекции Репин создал картину:

А) “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”; v

Б) “Бурлаки на Волге”;

В) “Иван Грозный и сын его Иван”.

4. Когда у Дарвина появился интерес к коллекционированию?

А) Когда он пошел в школу; v

Б) в возрасте 17 лет;

В) на склоне лет. v

5. Что собирают филокартисты?

А) Спичечные этикетки;

Б) марки;

В) открытки. v

6. Где живет потомок Христофора Колумба?

А) В Испании; v

Б) в Италии;

В) в Португалии.

7. Христофор Колумб Семнадцатый – это:

А) инженер-кораблестроитель;

Б) моряк-любитель;

В) капитан дальнего плавания. v

8. О чем мечтает последний Христофор Колумб?

А) Переплыть Атлантику;

Б) повторить один из маршрутов своего предка; v

В) построить копию старинного корабля.

9. В коллекции, посвященной Суворову, первым экспонатом была:

А) открытка; v

Б) марка;

В) медаль.

10. В коллекции, посвященной Петру I, один из предметов:

А) автограф царя;

Б) его посмертная маска; v

В) его шляпа.

11. На создание интересной и нужной коллекции необходимо:

А) несколько месяцев;

Б) больше года;

В) много лет. v

12. Какова главная мысль текста?

А) Коллекционирование – занятие нужное и бесконечно разнообразное. v

Б) Создание коллекции – это длительный процесс.

В) Собирать можно все, что угодно, лишь бы собирать.

4. Организационный момент.

(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время выполнения тестовых заданий.)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить возможный диалог с товарищем, в котором вам необходимо обсудить вопрос о знаках препинания в простых осложненных предложениях.

___________________________________________________________________

* Учитель также может использовать издание: Л. Д. Донина, Ю. Н. Тельпуховская. Русский язык. 8 класс (для украинских школ). Комплексная зачетная тетрадь для тематического оценивания.- Харьков: Веста: Издательство “Ранок”, 2008.




Тематическая контрольная работа. “Простое предложение, осложненное однородными членами, обращением, вводными словами (словосочетаниями, предложениями)”. Тестирование. Контрольное чтение молча