Тематическая контрольная работа. “Словосочетание и предложение”. Тестирование. Контрольное чтение молча

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

УРОК № 12

Тема. Тематическая контрольная работа. “Словосочетание и предложение”. Тестирование. Контрольное чтение молча*

Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать навыки работы с тестами; воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность.

Оборудование: тестовые задания в двух вариантах, текст для чтения молча.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТЫ

1. Инструктаж по выполнению тестовых заданий.

2. Выполнение учащимися тестовых заданий.

I вариант

Начальный и средний уровень

(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений – это…

А) пунктуация;

Б) орфография;

В) синтаксис; v

Г) лексикология.

2. Укажите ряд словосочетаний:

А) наиболее красивый, очень красивый, самый красивый, красивый юноша;

Б) нарисовать в альбоме, альбомный лист, в альбоме, альбом для художника;

В) солнце светит, солнечный день, небо и

солнце, солнце на небе;

Г) мои друзья, прийти к другу, относиться по-дружески, дружеская встреча. v

3. Укажите словосочетание с типом связи “управление”:

А) доблестный труд;

Б) описываемые события;

В) щепотка соли; v

Г) упорно стремиться.

4. Укажите словосочетание с типом связи “примыкание”:

А) сформулировать тезис;

Б) желанный финиш;

В) охотно командовать; v

Г) одиннадцать месяцев.

5. Укажите словосочетание с типом связи “согласование”:

А) мое предположение; v

Б) аплодировать аккордеонисту;

В) способный к музыке;

Г) довольный победой.

6. Укажите побудительное предложение. (Некоторые знаки препинания опущены.)

А) Меня мое сердце в тревожную даль зовет

Б) Где ты, утро ранее, светлое мечтание

В) Спешите делать добрые дела v

Г) Шелест книжных страниц нам сопутствует в жизни повсюду

Достаточный уровень

Выполните синтаксический разбор словосочетаний.

Чрезвычайно громко, возвращаться домой, глубокое уважение.

3 балла

Высокий уровень

Напишите сочинение-миниатюру на тему “Кто словом скор, тот в делах редко спор”.

Используйте предложения разные по цели высказывания и эмоциональной окраске.

3 балла

II вариант

Начальный и средний уровень (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. По типу подчинительной связи словосочетания делятся:

А) на простые и сложные;

Б) управление, примыкание, подчинение;

В) распространенные и нераспространенные;

Г) согласование, управление, примыкание. v

2. Укажите ряд словосочетаний.

А) светлее солнца, куда-нибудь подальше, идут учиться, падают листья;

Б) буду рисовать, группа инженеров, наедине с книгой, говорить с учителем;

В) возвышаться впереди, право надеяться, приехать загорать, пение птиц; v

Г) города и села, холодный дождь, в море лесов, осенняя сырость.

3. Укажите словосочетание с типом связи “управление”:

А) лелеять мечту; v

Б) яйцо всмятку;

В) аккуратно писать;

Г) шаг назад.

4. Укажите словосочетание с типом связи “примыкание”:

А) девочка с голубыми глазами;

Б) усталый взгляд;

В) спросить о знакомых;

Г) разговаривать улыбаясь. v

5. Укажите словосочетание с типом связи “согласование”:

А) рассеянный ветром;

Б) слева от камня;

В) мясные консервы; v

Г) довольный победой.

6. Укажите вопросительное предложение. (Некоторые знаки препинания опущены.)

А) Что может быть милей бесценного родного края v

Б) Никогда я не жалею времени для подготовки стола к рабочему дню

В) Спешите делать добрые дела

Г) Шелест книжных страниц нам сопутствует в жизни повсюду

Достаточный уровень

Выполните синтаксический разбор словосочетаний. восемнадцатое число, укрыться от мороза, очень интересно.

3 балла

Высокий уровень

Напишите сочинение-миниатюру на тему “Дело толком красно”.

Используйте разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения.

3 балла

3. Проведение контрольного чтения молча.

1) Чтение текста учащимися.

Безмолвные свидетели былого

Таких музеев, как Пушкинский заповедник на Псковщине, нет больше на свете. В этом музее есть вещи Пушкина и его близких. Но не только это – есть небо, звезды, земля, деревья, травы, цветы, яблоки, птицы, звери и даже… люди. Всякий пришедший к Пушкину паломник – это тоже частица пушкинского бытия, его продолжение, это своеобразный, очень дорогой “экспонат”.

После жизни Пушкина многое здесь переменилось. Таков непреложный закон бытия. Маленькая, кокетливая березка в Тригорском стала ныне старым дряхлым деревом, юные когда-то липы “аллеи Керн” в Михайловском превратились в инвалидов; одни стоят на подпорках-костылях, другие привалились друг к другу. Поредела ганнибаловская еловая аллея. Канули в лету “ель-шатер” и “береза-седло”. Время унесло многое, воспетое Пушкиным.

Когда люди уходят, остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев, они продолжают жить особой таинственной жизнью. Нет неодушевленных вещей, есть неодушевленные люди. Память – понятие емкое; здесь и само творческое наследие художника, и та среда, человеческая и материальная, в которой возникли его творения. И нет здесь ничего маловажного.

Я занимаюсь жизнью и творчеством Пушкина почти всю свою жизнь, но только сейчас начинаю постигать душу его вещей, тайну их эмоциональной наполненности.

Например, Пушкин пишет: “Люби сей сад с обрушенным забором.”. И я ломаю голову: а что вызвало именно этот термин – “обрушенный”, а не “ветхий”, не “сваленный”, не “гнилой”?

Или вы входите в кабинет поэта, там стоит кресло. Я долго думал, как ставил его для себя Пушкин? Ведь он был маленького роста… В какой позе ему удобнее всего было работать?

Нужно понять предназначение каждой вещи и через это подойти к пониманию внутреннего состояния своего героя: как он смотрел, поворачивал голову, держал перо, болтал ногами? Это все очень интересно, но необычайно сложно. Истинный вещевед, как писатель, должен перевоплотиться в своего героя, до мелочей понять его характер. Но если писатель может фантазировать, менять сюжет произведения, то вещевед обязан быть строгим документалистом.

Много лет провел я в Михайловском и его округе в той обстановке, в какой, как мне кажется, жил здесь когда-то Пушкин. Вокруг меня были те же сады, парки. Меня окружали вещи Пушкина.

Я зажигал свечу в его подсвечнике. Свеча горела на столе, и тени от нее зыбко трепетали на стенках его кабинета.

Я брал железную трость Пушкина и выходил с нею на балкон. Подолгу смотрел в окна на пасущихся лошадей. Сидел в кресле. Зажигал камин. Дрова горели, пылали, тлели… Я громко сам себе читал “19 октября”, строфы Онегина…

Постепенно вещи становились со мною разговорчивее, и каждая строчка, написанная пушкинской рукой в его доме, стала мною восприниматься глубже, задушевнее и приближала меня к нему.

Все места, где хотя бы тень Пушкина мелькнула, святы!

(422 сл.) (По С. Гейченко)

1. Пушкинский заповедник находится

А) на Псковщине; v

Б) на Рязанщине;

В) в Подмосковье.

2. Своеобразными “экспонатами” Пушкинского заповедника являются:

А) вещи;

Б) растения;

В) паломники. v

3. Прошедшие годы отразились прежде всего:

А) на состоянии дома Пушкина;

Б) на внешнем облике деревьев; v

В) на рукописях поэта.

4. Истинный вещевед не имеет права:

А) фантазировать; v

Б) ошибаться;

В) иметь свое мнение.

5. Какими вещами Пушкина пользовался автор текста?

А) Гусиным пером;

Б) подсвечником; v

В) тростью.

6. Сидя у камина в кабинете Пушкина, автор:

А) изучал черновики поэта;

Б) негромко пел;

В) читал сам себе стихи Пушкина. v

7. Закончите фразу: “Каждая строчка, написанная пушкинской рукой в его доме, …”

А) становилась бессмертной;

Б) приближала меня к нему; v

В) является шедевром.

8. В предложении “Дрова горели, пылали, тлели…” использованы:

А) омонимы;

Б) синонимы; v

В) антонимы.

9. Закончите фразу: “Все места, где хотя бы тень Пушкина мелькнула…”

А) великолепны;

Б) непревзойденны;

В) святы. v

10. Отметьте словосочетание, в котором использован эпитет:

А) творческое наследие;

Б) маленький рост;

В) кокетливая березка. v

11. В словосочетании “время летит” используется:

А) метафора; v

Б) сравнение;

В) аллегория.

12. Какова главная мысль текста?

А) Изучать вещи Пушкина очень интересно, но необычайно сложно;

Б) понять назначение каждой вещи – значит лучше понять внутреннее состояние Пушкина; v

В) вещевед обязан быть строгим документалистом.

4. Организационный момент.

(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время выполнения тестовых заданий.)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить текст возможного диалога с товарищем о правописании сложных прилагательных.

__________________________________________________________

* Учитель также может использовать издание: Л. Д. Донина, Ю. Н. Тельпуховская. Русский язык. 8 класс (для украинских школ). Комплексная зачетная тетрадь для тематического оценивания.- Харьков: Веста: Издательство “Ранок”, 2008.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Тематическая контрольная работа. “Словосочетание и предложение”. Тестирование. Контрольное чтение молча - Плани-конспекти уроків по російській мові


Тематическая контрольная работа. “Словосочетание и предложение”. Тестирование. Контрольное чтение молча