Тематические группы слов. Отношения включения

УРОК № 32. I вариант

Тема. Тематические группы слов. Отношения включения

Цель: дать учащимся понятие о тематических группах слов; развивать умение обнаруживать слова с отношениями включения; воспитывать интерес к слову.

Ожидаемые результаты: учащиеся составляют тематические группы слов и обнаруживают слова с отношениями включения.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, таблицы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание

учащимся.

Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.

Лексика – синоним, антоним, звук, омоним.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

– Тренировочные упражнения.

1. Составьте словосочетания из данных слов. Подчеркните слова в переносном значении.

Теплый (ветер, вода, взгляд); горячий (кофе, спор, время); холодный (день, чай, встреча); железный (гвоздь, воля, дисциплина).

2. Расположите синонимы по степени возрастания действий или признаков.

Талантливый,

гениальный, способный; мчаться, идти, бежать; изумительный, прекрасный, превосходный, хороший; холодный, прохладный, ледяной; смеяться, хохотать, улыбаться.

– Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Подберите антонимы к словам. С двумя антонимами составьте предложение.

Вежливый, здоровый, много, тишина, широкий, юность.

КАРТОЧКА № 2

Составьте словосочетания с парами паронимов.

Надеть – одеть. Встать – спать. Освоить – усвоить. Оплатить – уплатить.

КАРТОЧКА № 3

Составьте предложения с омонимами, чтобы было понятно их лексическое значение.

Поля1. Поля2. Поля3. Очки1. Очки2. Лук1. Лук2.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 150-151.

– Слово учителя.

В словарной статье толкового словаря важнейшей ее частью является толкование лексического значения слова. Основной способ толкования лексического значения слова – подведение толкуемого видового понятия под ближайшее более широкое – родовое и указание его видовых признаков (тематическое включение).

– Работа с таблицами.

ТАБЛИЦА № 1

Родовое понятие

Драгоценные камни

Видовое понятие

Рубин

Сапфир

Изумруд

Видовые признаки (отношения включения)

Красного или розового цвета

Синего или голубого цвета

Ярко-зеленого цвета, прозрачный

– Какова тематическая группа данных слов?

Используя таблицу, запишите лексическое значение слов: рубин, сапфир, изумруд.

Образец: рубин – драгоценный камень красного или розового цвета.

ТАБЛИЦА № 2

Родовое понятие

Деревья

Видовое понятие

Береза

Клен

Пихта

Сосна

Видовые признаки (отношения включения)

Белая кора, сердцевидные листья

Широкие резные листья

Плоская хвоя, прямо стоящие шишки

Длинные иглы, круглые шишки

Используя таблицу запишите лексическое значение слов: клен, сосна.

Образец: береза – дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Коллективное составление таблицы.

По образцу предыдущего задания составьте таблицу к родовому понятию “цветы”.

– Тренировочные упражнения.

1. Запишите к данным видовым понятиям родовые.

Шоссе (дорога), чемпионат (соревнование), гантели (спортивный снаряд), дельтаплан (летальный аппарат).

2. Дополните тематическую группу “школа”.

Парта, звонок, доска.

– Работа с учебником.

Выполните упражнения: [1] 337, 338.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Подготовиться к контрольной работе.

2. составить тематическую группу “семья”.

VI. ИТОГ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?




Тематические группы слов. Отношения включения