УРОК № 63
Тема. Типы предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Вопросительные предложения с частицей ли. Знаки препинания в конце предложения. Логическое ударение
Цель: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; учить строить и правильно интонировать простые предложения с учетом цели высказывания и обстановки общения; воспитывать культуру речи у учащихся.
Ожидаемые результаты: учащиеся различают предложения, разные по целям высказывания;
Строят и правильно интонируют простые
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Работа с текстом.
Спишите текст. Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку.
Как прекрасно нынче утро
Подожди одну минуту
Я хочу поймать листок
Его бросил тополек
Видишь, вон над той тропинкой
Натянулась паутинка
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Тренировочное упражнение.
Запишите
Ночной туман лег на траву. Холодная луна поднялась над чащами. Низко пролетела сова. Мы продвигались вперед.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Работа с учебником.
1. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 278-279; [2] с. 10.
2. Рассмотрите таблицу: [2] с. 5.
– Тренировочные упражнения.
1. Запишите предложения. Расставьте и объясните знаки препинания. Укажите виды предложений по цели высказывания. Перестройте вопросительные предложения так, чтобы появилась частица ли. Переведите вопросительные предложения с частицей ли на украинский язык и сделайте вывод о местоположении частиц ли и чи в обоих языках.
Ты решил эту задачу? Ты решил задачу. Реши эту задачу.
Ты читал этот рассказ? Ты читал этот рассказ. Прочти этот рассказ.
2. Перестройте предложения так, чтобы получились вопросительные, а потом побудительные предложения. Объясните знаки препинания при обращении.
Дети любят животных. Сестра сделала уроки. Ребята берегут природу.
3. Определите виды предложений по цели высказывания. Прочтите каждое предложение спокойно, а затем с выражением сильного чувства (как восклицательное). Запишите эти предложения как восклицательные. Как изменились знаки в конце предложения?
Это самая красивая улица в нашем городе. Ты взяла с собой книгу? Приезжайте к нам на праздник.
– Слово учителя.
Выделение голосом отдельных слов может менять смысл предложений. Особенно важно это для вопросительных предложений, так как предполагает разные ответы:
Дома ты была? (Нет, в школе.) Дома ты была? (Да, я.) Дома ты была? (Да, была.)
Выделение интонацией отдельного слова называется логическим ударением.
– Тренировочное упражнение.
Прочитайте оба вопроса по три раза, выделяя голосом разные слова, чтобы каждый раз чтение соответствовало новому ответу.
Ты записался в секцию баскетбола?
(Да, я. Да, я записался. Нет, футбола).
Витя прочитал эту книгу?
(Нет, Андрей. Да, прочитал. Нет, другую).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Объяснительный диктант.
После каждого предложения в скобках запишите, каким предложение является по цели высказывания и по интонации.
ВЕСНА
Наступила весна. Солнышко пригревает землю. Уже пробивается зеленая травка. Вот и наша роща. Были ли вы там? Слушали ли пение птиц? Приходите в рощу! Как там хорошо! Какой там чистый воздух! Как весна хороша!
– Тренировочные упражнения.
1. Прочитайте предложения как вопросительные, затем как повествовательные. Произнесите их как восклицательные.
К вам дядя приехал? Это подарки? Все были рады?
2. С данными словами составьте и запишите вопросительные предложения. Любые два из них прочитайте с восклицательной интонацией.
О чем…? С кем…? Как…? Сколько…?
3. Переведите с украинского языка на русский. Перевод запишите. Объясните употребление частицы ли.
Чи є в тебе тлумачний словник?
Чи вмієш ти ним користуватись?
Чи звертався ти за допомогою до вчителя?
– Творческая работа.
Прочитайте побудительные предложения – правила культуры поведения – с правильной интонацией. Допишите три-четыре составленных вами побудительных предложения на тему культуры общения. Не перебивайте говорящего. Говорите с собеседником так, чтобы только он вас слышал. Не размахивайте руками во время разговора.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 56, 57; [2] § 2, 4.
2. Выполнить упражнения: [1] 603, 605; [2] 11, 30.
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопросы учащимся.
– Какие бывают предложения по цели высказывания?
– Какое по цели высказывания предложение помогает построить частица ли?
– Какие виды предложений по интонации вы знаете?