Твердые и мягкие согласные, их произношение и обозначение (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Интерьер

УРОК № 14

Тема. Твердые и мягкие согласные, их произношение и обозначение (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Интерьер – внутреннее убранство дома”

Цель: закрепить навыки распознавать мягкие и твердые согласные в словах; работать над развитием речи, обогащать культуру речи учащихся по указанной теме.

Оборудование: учебник, учебные тексты, карточки.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Работа по карточкам.

Карточка № 1

Укажите ряд слов с орфограммой

“Безударная гласная в корне, проверяемая ударением”.

А) Богатый, вокзал, макароны;

Б) букашка, кукуруза, линия;

В) роса, гостиная, светить.

К словам с указанной орфограммой подобрать и записать проверочные слова.

Карточка № 2

Укажите ряд слов, в котором все согласные звуки только твердые.

А) Молотьба, свадьба, косьба;

Б) пирог, четверг, погреб;

В) жираф, творог, курорт.

Приведите два примера слов, в которых все согласные только мягкие.

2. Проверка выполнения домашнего

упражнения.

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Фонетическое упражнение.

– Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните, почему количество букв и звуков не совпадает.

Голубь, пекарь, пальчик, польза.

2. Выборочный диктант.

– Прослушайте пословицы. Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные.

1) Меньше говори, а больше делай. 2) Труд кормит, а лень портит. 3) Весна красна цветами, а осень плодами. 4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки.

– Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость предшествующего согласного. Почему?

3. Лингвистическая задача.

– Укажите группу слов, в которой все согласные звуки только мягкие.

А) Малыши, рыжик, мыши;

Б) жизнь, щука, циркач;

В) щавель, здесь, пень.

Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов.

4. Перевод с украинского языка на русский.

Цеп, цвях, ліхтар, секретар, календар, вісім, кров, пузир, кобзар, воротар, звір, сухар, сім.

IV. РАБОТА НАД РАЗвИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста “Моя квартира”.

(Учебник, с. 64-65.)

2. Работа с опорными словами и словосочетаниями.

Упр. 134.

3. Перевод с украинского языка на русский.

Упр. 135.

4. Выявление восприятия.

Упр. 136.

5. Развитие речевых умений и навыков.

Упр. 137.

6. Игра “Исключи лишнее”.

Упр. 138.

7. Составление словосочетаний.

Упр. 139.

8. Вопросы к прочитанному тексту.

Используется рубрика “Отвечайте”, с. 66.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Заключительная беседа.

– Какие буквы обозначают мягкость согласных на письме? Приведите примеры.

– Какие согласные в русском языке бывают только твердыми?

– Какие согласные в русском языке всегда мягкие?

– Назовите мягкие согласные в словах стекло, лентяй, птенчик.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятий 12, 13.

2. Выполнить упр. 132, 143 (устно).




Твердые и мягкие согласные, их произношение и обозначение (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Интерьер