Твердые и мягкие согласные (в сопоставлении с украинским языком). Обозначение на письме мягкости согласных. Смягчение твердых согласных мягкими

УРОК № 15

Тема. Твердые и мягкие согласные (в сопоставлении с украинским языком). Обозначение на письме мягкости согласных. Смягчение твердых согласных мягкими

Цель: дать учащимся представление о классификации согласных по принципу твердости-мягкости; углубить знания о назначении ь и о правилах его употребления; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся классифицируют согласные звуки на твердые и мягкие; правильно употребляют ь для обозначения мягкости; знают о смягчении твердых согласных перед

мягкими.

Оборудование: учебник, таблица “Употребление ь для обозначения мягкости согласных”.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Вопросы учащимся.

– Чем различаются по звуковому составу данные слова?

Стал – сталь, удар – ударь, вес – весь, брат – брать.

– Какая разница между этими согласными звуками?

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

Задание учащимся.

Запишите к словам парные так, чтобы в одном слове был твердый согласный, а в другом – мягкий.

Образец: лук – люк.

Ряд, сядь, мыл, бил, вол, мал, ел, вес, медь.

– Перед какими гласными согласные смягчились?

– Какой еще способ смягчения согласных вы знаете?

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с учебником.

1. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 61-62.

2. Ознакомьтесь с таблицей: [2] с. 15.

– Работа с таблицей.

УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

Ь для обозначения мягкости согласных пишется:

Ь не пишется, если согласный смягчается:

На конце слова после букв, обозначающих мягкие согласные

В середине слова после л – [л’] и н – [н’]

;

В середине слова перед к, б, м, г

Последующим мягким согласным

Всегда мягкими ч, щ

Богатырь, степь

Мальчик, уменьшить

Коньки, просьба

Бантик [бан’т’ик]

Ручка, мощный

Запишите по два своих примера на каждый пункт правила.

– Тренировочные упражнения.

1. Переведите с украинского языка на русский. Сравните произношение слов в обоих языках.

Образец: буквар[р] – букварь[р’].

Дріб, звір, секретар, любов, кобзар, цар, пузир.

2. Запишите слова в алфавитном порядке. Запомните их произношение и написание.

Голубь, теперь, цепь, календарь, якорь, токарь, зверь, кровь, семь, восемь.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Словарный диктант.

Запишите словосочетания. Подчеркните мягкие согласные в словах.

Сельди в бочке, долька лимона, горький миндаль, меньше слов, кустик около пенька, новые серьги, резьба по дереву, удачный помощник.

– Тренировочное упражнение.

К приведенным словам подберите однокоренные, в которых была бы мягкая согласная. Подчеркните орфограмму.

Образец: птенец – птенчик.

Булка (булочка), ночь (ночка), свеча (свечка), облако (облачный), река (речной), солнце (солнечный), мост (мостик), белка (белочка).

– Объяснительный диктант.

На могучем тополе

Дружно почки лопнули,

А из каждой почки

Вылезли листочки,

Развернули трубочки,

Распушили юбочки,

Оглянулись, улыбнулись

И сказали, что проснулись.

(В. Товарков)

– Укажите слова с изученной орфограммой.

– Какими способами смягчены согласные в данном тексте?

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 12, 13; [2] § 7.

2. Выполнить упражнение: [1] 130; [2] 44.

VI. ИТОГ УРОКА

– Вопросы учащимся.

– Как обозначается на письме мягкость согласных?

– Какова роль мягкого знака?

– В каких буквенных сочетаниях ь не пишется?

– Какие гласные звуки смягчают согласные?




Твердые и мягкие согласные (в сопоставлении с украинским языком). Обозначение на письме мягкости согласных. Смягчение твердых согласных мягкими